Рейтинг@Mail.ru
home

20.06.2017

Страсбургский суд поддержал гей-активистов

20.06.2017. АПИ — Запрет на пропаганду гомосексуализма среди подростков нарушает права сексуальных меньшинств. К такому выводу сегодня пришел Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Жалобу в Страсбург подали три активиста ЛГБТ-сообщества – Николай Баев, Алексей Киселев и Николай Алексеев. Они не отрицали провокационного характера своих действий. Один из них провел пикет перед школой в Рязани, держа плакаты «Гомосексуальность – это нормально» и «Я горжусь своей гомосексуальностью», два других развернули аналогичные лозунги перед детской библиотекой в Архангельске. Николай Алексеев также провел пикет перед петербургским парламентом. На основе действующего законодательства все активисты были привлечены к административной ответственности – штрафам в сумме от 1,5 до 5 тысяч рублей.

В сентябре 2014 года вопрос легитимности санкций за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних рассмотрел Конституционный суд России. Он подтвердил равноправие граждан вне зависимости от их сексуальной ориентации, которая «как таковая не может служить правомерным критерием установления различий в правовом статусе человека и гражданина. Государство призвано принимать меры, направленные на исключение возможных ущемлений прав и законных интересов лиц по мотиву их сексуальной ориентации, и обеспечивать эффективные возможности для защиты и восстановления их прав». Не лишены геи и права использовать для привлечения внимания общественности любые не запрещенные законом способы, в том числе средства массовой информации и публичные мероприятия.

В то же время такие действия не должны нарушать права других лиц. Поэтому государство обязано установить ограничения на распространение информации, если она «приобретает агрессивный, навязчивый характер и способна причинить вред правам и законным интересам других лиц, прежде всего несовершеннолетних, и является оскорбительной по форме». Более того, при введении таких мер необходимо исходить из презумпции наличия угрозы интересам ребенка. Исключив право расширительного толкования спорной нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), Конституционный суд России признал ее легитимной.

Иначе российское законодательство расценили структуры Совета Европы. Еще на этапе введения административных санкций за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних Парламентская ассамблея (ПАСЕ) указала на несовместимость таких мер с базовыми ценностями. Отрицательное заключение представила и Венецианская комиссия. 

В поданной в ЕСПЧ жалобе гей-активисты утверждали, что спорные нормы представляют собой полный запрет на любое упоминание гомосексуальности в присутствии несовершеннолетних. В свою очередь представители Министерства юстиции России подтвердили право заявителей распространять свою информацию и идеи среди взрослых, тогда как для взаимодействия с детьми (проводя пикеты у школы и библиотеки) им необходимо было учитывать права родителей. «Ориентируясь на несовершеннолетних, они злоупотребляют своим правом на свободу выражения мнений, намеренно вредят другим, сознательно и намеренно подвергают себя административным санкциям», – констатировал заместитель министра Георгий Матюшкин. Кроме того, по мнению чиновников, «открытое проявление гомосексуализма является оскорблением нравов, преобладающих среди религиозного и даже нерелигиозного большинства россиян, и в целом рассматривается как препятствие на пути привития традиционных семейных ценностей».

Страсбургские служители Фемиды не согласились с такими возражениями. В частности, они подтвердили признание всеми странами Совета Европы права индивидов открыто идентифицировать себя как геев, лесбиянок или любого другого сексуального меньшинства. Доказательством доводов активистов стало задержание Николая Алексеева в Санкт-Петербурге – в общественном месте, специально не предназначенном для детей. То есть случайное или потенциальное присутствие несовершеннолетних на практике признается достаточным для запрета распространения информации в любом месте. 

ЕСПЧ констатировал, что спорные нормы КоАП не служат законной цели защиты нравственности, охране здоровья и иных прав других лиц. «Учитывая неопределенность терминологии и потенциально неограниченную сферу их применения, эти положения являются открытыми для злоупотреблений в отдельных случаях. Путем принятия таких законов власти усиливают стигму и предубеждение и поощряют гомофобию, что несовместимо с понятиями равенства, плюрализма и терпимости, присущими демократическому обществу», – отмечается в постановлении Европейского суда.

Моральный вред оштрафованных в сумме на 209 евро заявителей страсбургский суд оценил в 43 тысячи евро, а также обязал российские власти возместить их издержки в 6,2 тысячи долларов.