Рейтинг@Mail.ru
home

30.03.2018

Государственные цены рассчитают по закону

30.03.2018. АПИ — Систему федерального регулирования цен и тарифов планируется реформировать. С такой инициативой выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В настоящее время порядок государственного регулирования цен определяется отраслевыми законами – «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О естественных монополиях» и другими. Нет ни единой методики расчета допустимых тарифов, понятийного аппарата и правил принятия соответствующих решений. По мнению ФАС, отсутствие значимой ответственности принимающих участие в подготовке материалов и расчете тарифов должностных лиц допускает возможность халатности и некомпетентности. Чаще всего чиновники доверяют представленным самими участниками рынка расчетам себестоимости товаров, работ и услуг, а прибавив нормативную прибыль – определяют цены для потребителя: «Отсутствует институт состязательности при установлении тарифов, что лишает права регулируемых субъектов доказывать размер и наличие того или иного вида расходов, которые являются неотъемлемыми при осуществлении той или иной деятельности», – полагают в ведомстве.

Подготовленный проект федерального закона предусматривает комплексную систему государственного регулирования цен на основе новых принципов. В частности, размеры расходов монополистов эксперты будут сравнивать с аналогичными затратами компаний, работающих в условиях конкуренции. Определяется порядок утверждения инвестиционных программ, а также процедура отчета об их исполнении. Все данные о регулируемых тарифах, решениях в этой сфере и иные сведения должны вноситься в Единую информационно-аналитическую систему (ЕИАС). Также планируется создание отраслевых и региональных советов потребителей, членам которых делегируют право участвовать в расчете, установлении и контроле за соблюдением государственных цен. «Предлагаемый законопроект станет комплексным и ключевым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов), содержащим нормы различных отраслей законодательства», – убеждены в ФАС.

В то же время новый закон затронет только установление тарифов, которым в настоящее время занимается само антимонопольное ведомство. Это железнодорожные перевозки, услуги общедоступной электросвязи и почты, в сфере электроэнергетики, тепло- и водоснабжения, транспортировка газа и нефти, обращение с твердыми коммунальными отходами, услуг в морских портах и аэропортах, некоторые иные. Цены в иных сферах деятельности должны будут устанавливаться на основании иных федеральных законов.

В Министерстве экономического развития РФ также не намерены отказываться от регулирования цен, в первую очередь в сфере жилищно-коммунального хозяйства: «Как инструмент макроэкономической стабилизации сохранится также политика, ограничивающая рост регулируемых тарифов и цен на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора и организаций ЖКХ уровнем прогнозной (целевой) инфляции. Это найдет свое отражение в решениях регулирующих органов, а также во внесении системных изменений в основы государственного регулирования тарифов и цен на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора», – отмечается в документах экономического ведомства. Кроме того, за счет сбалансированного сокращения инвестиционных программ и избыточных издержек государственных компаний планируется без увеличения тарифа повысить выплату дивидендов.

Отметим, что в настоящее время базовый порядок государственного тарифного регулирования определяется принятым еще в 1995 году постановлением Правительства России. Кроме ФАС в установлении цен участвуют многие другие ведомства и уполномоченные органы в регионах (тарифные комиссии, комитеты и так далее). В частности, ограничивается стоимость крепких алкогольных напитков, проезда пассажиров во всех видах общественного транспорта (автобусами, метрополитеном, трамваями и троллейбусами) городского и пригородного сообщения, местных авиалиниях и речным транспортом, предоставляемые государственными организациями социального обслуживания услуги, наценки в столовых образовательных учреждений, цены на включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и многие другие. 

Вокруг даже понимания услуг, включенных в правовой акт 22-летней давности, нередко разгораются споры. Например, в ряде случаев местные власти пытаются запретить любые маршрутные автобусные перевозки по свободным ценам. Рассмотрев жалобу ООО «Корпорация Дилижанс», Верховный суд России пришел к выводу, что спорная норма не предусматривает осуществление по регулируемым тарифам всех без исключения услуг по перевозке пассажиров и багажа в городском сообщении.

Справка

За последние пять лет стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг выросла почти в полтора раза.