Рейтинг@Mail.ru
home

16.05.2018

Тарифы на ОСАГО персонифицируют

16.05.2018. АПИ — Уже через год стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) должна рассчитываться в зависимости от личности водителя. Такой план реформы представил Банк России.

Действующее законодательство предусматривает жесткое государственное регулирование тарифов на ОСАГО. Конечная цена полиса зависит в том числе от «страховой истории» (наличия совершенных по вине автовладельца аварий – коэффициент «бонус-малус»), количества, возраста и стажа допущенных к управлению лиц. Тарифный коридор – разница между максимальной и минимальной базовой стоимостью полиса, составляет 20 процентов.

Страховщики и регулятор многократно указывали на несправедливость существующей методики. Например, коэффициент «бонус-малус» закрепляется не за самим водителем, а за собственником транспортного средства. В итоге опытные участники дорожного движения нередко теряют возможность получить законную скидку, а грубо нарушающие правила – могут «обнулить» негативную для них «страховую историю». Споры возникают и при расчете коэффициента «бонус-малус» корпоративными клиентами, в том числе организующими конкурсы на заключение государственных контрактов по страхованию автотранспорта.

В ближайшие несколько месяцев Банк России намерен расширить так называемый тарифный коридор, установить простой и прозрачный механизм присвоения коэффициента «бонус-малус», а также уточнить другие «личные» коэффициенты. В частности «бонус-малус» будет присваиваться каждому водителю на один год, причем имеющим в этом году несколько коэффициентов должен присваиваться наименьший.

В дальнейшем планируется ввести более мелкую сегментацию потенциальных клиентов, вплоть до установления индивидуального тарифа каждому конкретному лицу. Например, предлагается определить семь градаций для возраста и восемь – для стажа водителя (сейчас только две для каждого параметра). 

«Ключевой акцент при проведении реформы будет сделан на защите прав потребителей и в первую очередь интересов добросовестных автовладельцев. Сегодня ставка тарифа не учитывает профиль водителя, в новом подходе каждый водитель будет оцениваться индивидуально, получая скидки или надбавки. Цена полиса ОСАГО будет справедливой для каждого водителя. Каждый последующий этап реформы будет внедряться в зависимости от успешности предыдущего и подтверждения информации о том, что страховщики используют изменения в тарификации для дифференциации водителей, а не для получения дополнительной прибыли», – констатирует заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.

Вместе с тем регулятор не отрицает, что максимальные тарифы возрастут практически для всех категорий автомобилистов. Например, для усредненного водителя стоимость рассчитанного по верхней границе «коридора» полиса увеличится с 5,8 до 7 тысяч рублей. В то же время страховщики вправе будут предложить такому клиенту полис и за 3,9 тысячи рублей. «Эти меры направлены на создание конкурентного рынка и будут способствовать повышению ценовой и физической доступности услуги ОСАГО. На законодательном уровне также предлагается наделить Банк России полномочиями по контролю за тарифной политикой страховщиков по ОСАГО для пресечения получения компаниями необоснованного дохода от завышения тарифов», – отмечают в пресс-службе регулятора.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) убеждены в необходимости скорейшей либерализации тарифов. В качестве примера приводится опыт Германии, в которой введение свободных цен привело к снижению средней стоимости полиса в полтора раза. По мнению участников рынка, свободные тарифы ОСАГО будут выгодны прежде всего потребителям: «Опытные и аккуратные водители вынуждены переплачивать за полис, компенсируя недоплату за риск со стороны молодых и аварийных водителей. Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально, к выводу о правильности этого принципа давно пришли в Европе и других развитых странах. Для России это значит, что большая часть водителей, скорее всего, будет платить меньше – ведь скидкой за безаварийную езду пользуются 81 процент водителей», – поясняет президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Напомним, что ранее Министерством финансов РФ предлагалось при либерализации тарифов на ОСАГО разрешить продажу трехлетних полисов и предоставить клиентам право выбора расширенных опций, в том числе застраховать ответственность даже на два миллиона рублей (АПИ писало о таком проекте – ОСАГО поумнеет). В новом проекте реформы, представленном Банком России, такие меры не упоминаются.

Справка

По данным РСА, общий объем сборов по ОСАГО в 2017 году составил 228 млрд рублей, средняя стоимость полиса выросла до 6 тысяч рублей. Потерпевшим в сумме было выплачено 69 млрд рублей.