Рейтинг@Mail.ru
home

21.02.2019

Торговая независимость

Занимающийся продовольственной торговлей малый бизнес планируется освободить от соблюдения установленных для сетевых ритейлеров обременений. Такие преференции призваны стимулировать развитие франчайзи. Однако не исключено, что предложенные поправки приведут к еще большим злоупотреблениям со стороны фактических монополистов.

21.02.2019. АПИ — Действующий федеральный закон признает торговой сетью даже два магазина, работающие под единым брендом либо принадлежащие одному собственнику, в том числе аффилированным лицам. В свою очередь, всем продовольственным торговым точкам предписывается соблюдать специальные правила по закупке товаров.

Малышам везде у нас дорога

Такие нормы, введенные в 2009 году, были призваны в первую очередь упорядочить отношения между крупнейшими ритейлерами и поставщиками продовольствия, защитив последних от навязывания дискриминационных условий. Ранее в том числе отечественные производители неоднократно жаловались на диктуемые сетевыми торговыми компаниями требования, связанные в том числе с оплатой различных услуг по размещению товаров на полках супермаркетов, их якобы продвижением и так далее. Тогда как в настоящее время размер вознаграждения ритейлеров за услуги по перевозке, подготовке, обработке и упаковке товара, а также его продвижение, не может превышать пяти процентов от стоимости приобретаемого продовольствия.

Теперь в Министерстве промышленности и торговли РФ признают, что изначально разработанные с целью регулирования деятельности крупных сетей нормы стали применяться и малыми и средними компаниями, владеющим, как правило, одним или небольшим количеством торговых объектов. Это создает препятствия для развития такой торговли, что «противоречит общегосударственной стратегии поддержки малого и среднего предпринимательства». Кроме того, под понятие сетевой попадают созданные в рамках франчайзинговых программ торговые точки: владельцы и операторы небольших продуктовых магазинов формата «у дома» считаются торговой сетью, поскольку объединены одним средством индивидуализации.

Согласно подготовленному ведомством законопроекту предприятия малого и среднего торгового бизнеса не будут признаваться торговой сетью, даже если они работают под единым брендом. Не относятся к сетям и относительно крупные ретейлеры, годовая выручка которых не превышает двух миллиардов рублей. Им разрешат не соблюдать ныне установленные для всех участников рынка требования по работе с поставщиками. В частности, франчайзинговые и иные малые и средние торговые компании вправе будут получать от производителей и оптовиков неограниченное дополнительное вознаграждение (для сетей оно не может превышать пяти процентов), в том числе при продаже социально значимых товаров, включать в договора любую отсрочку оплаты поставки, стимулировать продажи через бонусы и так далее. «Стратегической задачей предлагаемых изменений является устранение ограничений, затрудняющих осуществление поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности», – убеждены в ведомстве.

Также предлагается исключить оказываемые торговыми сетями поставщикам логистические услуги из совокупного размера вознаграждения. По мнению чиновников, стоимость перевозки и хранения не укладывается в установленный пятипроцентный лимит: «Превышение предела совокупного размера вознаграждения влечет наложение административного штрафа, что создает барьеры входа на рынок услуг по перевозке грузов. Поэтому представляется целесообразным исключить стоимость услуг по перевозке находящихся в собственности поставщика продовольственных товаров до склада или торгового объекта торговой сети из размера совокупного размера вознаграждения услуг», – отмечается в пояснительной записке.

В свою очередь поставщики критически оценивают либерализацию требований к ритейлерам. Еще в декабре прошлого года ряд отечественных производителей открыто заявил о необходимости вмешательства государства для решения противоречий в отношениях поставщиков и продавцов, которые «уже имеют или принимают антагонистический характер». В частности, по мнению авторов направленной вице-премьеру Дмитрию Козаку петиции, торговые сети за счет объема получают скидку до половины цены товара, который потом перепродают мелким оптом. То есть те же так называемые «магазины шаговой доступности» вынуждены закупаться у конкурентов и, соответственно, автоматически оказываются в невыгодном положении.

Разделяй и властвуй

Большинство опрошенных АПИ ритейлеров не пожелало прокомментировать инициативу Минпромторга. А вот по мнению экспертов, представленные изменения могут привести к обратному результату – позволить даже самым крупным участникам рынка игнорировать установленные ограничения – и иным злоупотреблениям.

В настоящее время даже формально разделенные магазины, работающие под разными брендами, все равно будут признаны торговой сетью – для оценки группы надзорные органы вправе оценивать любые экономические, административные и даже родственные связи. Тогда как поправки формально исключают серьезный контроль за отдельными малыми или средними предприятиями, даже связанными одним собственником. 

Практика так называемого дробления бизнеса нередко используется для налоговой оптимизации – субъекты малого предпринимательства вправе использовать льготные специальные режимы, в том числе упрощенную систему налогообложения или уплачивать фиксированный единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Фискальные органы пытаются пресечь такие «серые схемы», хотя единых критериев отделения намеренного «дробления» от создания законопослушными бизнесменами группы компаний, в том числе выделения каждого магазина в самостоятельное юридическое лицо, не существует.

В недобросовестности, в частности, был уличен ульяновский оператор сети «Пятерочка» – ООО «Дворцовый ряд-МС»: по мере открытия новых супермаркетов мать владельца основной компании учреждала новые юридические лица («Экосам-1», «Экосам-2», «Экосам-3» и так далее), с которыми заключались договора аренды персонала. Благодаря такому «размыванию» магазины могли использовать «упрощенку» и существенно снизить налоги. Высший арбитражный суд России поддержал выводы фискальной службы о необоснованном получении ООО «Дворцовый ряд-МС» налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты налогов с фонда оплаты труда, отметив, что применение аутсорсинга носит в рассматриваемом случае формальный характер.

Иначе служители Фемиды оценили действия работающего в городе Красноуфимске универсама «Мир продуктов». Его владелец и директор Ольга Чучкалова, зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя, по существу сама себе сдала в субаренду часть площади магазина. Налоговики сочли такую сделку ничтожной, не имеющей реальных деловых целей и совершенной исключительно с целью разделения единого торгового объекта для применения ЕНВД. Но арбитражный суд признал возможным наличие в одном здании двух и более объектов организации торговли: «Хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют специализацию торговли и тип торгового объекта. В спорных помещениях было четкое разделение торговых помещений, учета товара и кассовой выручки между ООО и индивидуальным предпринимателем и, таким образом, самостоятельное ведение торговой деятельности каждым из них. Доказательств смешения товара, выручки налоговым органом не представлено», – отмечается в решении суда.

Схожее решение было принято и по спору о «раздроблении» торгового бизнеса между ООО «Репант» и ООО «Репант-1» из Нижнего Тагила: «Ведение предпринимательской деятельности совместно с другими участниками гражданского оборота, использование одного бренда (общей вывески), в отсутствие иных доказательств, не могут сами по себе рассматриваться в качестве оснований для признания налоговой выгоды необоснованной», – заключил арбитраж, отклоняя претензии фискального органа.

Магазин на колесах

Другой также инициированный Минпромторгом законопроект направлен на поддержку нестационарной и мобильной торговли. В настоящее время этот сегмент на федеральном уровне не регулируется, а региональные и местные власти порой создают невыносимые для участников рынка условия установки ларьков и размещения автолавок. «Указанные обстоятельства препятствуют развитию малого и среднего торгового предпринимательства в России», – отмечается в пояснительной записке.

Поправки, уже одобренные Правительством России и внесенные в Госдуму в начале декабря, предусматривают закрепление в федеральном законе общих принципов юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов. В том числе принципа «меняется место – сохраняется бизнес», гарантирующего предоставление взамен изымаемых мест компенсационных. Одновременно урегулируется процедура формирования и изменения схем размещения торговых объектов, вводится заявительный порядок начала деятельности любой компанией или индивидуальным предпринимателем на свободном общедоступном месте и так далее. 

Еще на этапе подготовки законопроект получил положительную оценку экспертов и участников рынка. Например, по мнению представителей ООО «Информбюро», документ позволит «не только закрыть «серые зоны» ‎в регулировании деятельности нестационарных торговых объектов, но и сохранить субъекты предпринимательства, которые вели свою деятельность в строгом соответствии с нормативными актами, но которым было отказано ‎в разрешительной документации именно в последние два года». В свою очередь в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) подчеркивают, что предлагаемые нормы федерального закона носят базовый характер: «Для дальнейшего развития инициативы должны быть приняты нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровня. Они могут содержать положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности или избыточные обязанности для субъектов предпринимательской деятельности», – отмечается в заключении бизнес-объединения. 

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, оборот розничной торговли в 2018 году составил 31,5 трлн рублей, за год он вырос на 5,8 процентов. В целом на долю торговых сетей приходится треть оборота, в Санкт-Петербурге она достигает 58 процентов, в Московской и Ленинградской области – примерно половины, в Москве – 33,5 процентов. В целом рентабельность розничной торговли оценивается в 2,3 процента, продовольственной – 1,8 процента.

Всего в России действует полтора миллиона торговых объектов, в том числе 21,5 тысячи супермаркетов, гипермаркетов и универмагов, более 1,2 млн других магазинов и 206 тысяч павильонов, киосков и палаток.

Розничной продовольственной торговлей занято 284,7 тысячи индивидуальных предпринимателей, 45 тысяч малых и 618 средних предприятий. На их долю приходится примерно 18 процентов продаж.

Мнения

 

Вадим Долгов, президент компании «Азбука Вкуса»

Мы считаем, что все участники рынка должны работать в равных условиях, чтобы не допустить формирования неконкурентной среды. Исключением могут быть компании, работающие в уникальных нишах и организующие сбыт продукции, например, для социально незащищенных групп населения. 

В законе необходимо предусмотреть нормы, препятствующие злоупотреблениям, связанным с дроблением крупных торговых компаний с целью получения неконкурентных преимуществ, а также систему штрафов и наказаний за такие нарушения.