Рейтинг@Mail.ru
home

11.11.2019

Гироскутеры и электроколеса легализуют

Пользователей самокатов, скейтбордов, гироскутеров, сигвеев и моноколес признают особыми участниками дорожного движения. С инициативой определить понятие «средства индивидуальной мобильности» выступило Министерство транспорта РФ. До сих пор такие де-факто транспортные средства приравнивались к пешеходам, а вина столкнувшихся с ними автомобилистов презюмировалась.

11.11.2019. АПИ — В силу конструкционных особенностей и слишком малой мощности двигателя современные электросамокаты, гироскутеры и иные средства передвижения не относятся к механическим транспортным средствам. В рамках действующего законодательства они признаются устройствами, аналогичными самокатам и роликовым конькам. «Вместе с тем при наличии сомнений в эффективности систем экстренного торможения новые устройства индивидуальной мобильности могут развивать скорости выше 35–80 км/час, что становится серьезным источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами», – убеждены в транспортном ведомстве.

Отсталая Европа

При подготовке проекта чиновники изучили западный опыт регулирования проблемы и констатировали, что единое универсальное его решение в настоящий момент отсутствует. В ряде стран проводятся локальные эксперименты или вводятся временные нормы. Например, в Испании использование электросамокатов в пешеходных зонах запретили только в нескольких городах, тогда как изменения общенациональных правил, предусматривающие запрет движения таких устройств по тротуарам, ограничение скорости и обязательное страхование, только готовятся. Аналогичные проекты рассматриваются в Великобритании. В Швеции ограничили проезд по дорогам общего пользования электросамокатов с двигателем мощностью выше 250 Вт, скорость движения которых не должна превышать 20 км/час.

Наиболее эффективные меры в настоящее время приняты в Германии и Франции. Немецкие дороги вправе использовать электросамокаты с расчетной скоростью не менее 6 и не более 20 км/час, в пределах же населенных пунктов они должны ездить по велосипедным полосам. Определены технические требования к мощности двигателя и средствам торможения, а также страхованию. Поправки в Дорожный кодекс «Пятой Республики» легализуют новую категорию транспортных средств – «моторизованное личное транспортное средство». В городах им разрешается ездить по велодорожкам со скоростью до 20 км/час, на дорогах с активным пешеходным движением – до 8 км/час. Минимальный возраст водителя – 12 лет, движение по тротуарам запрещается. 

Опасные тротуары

В транспортном ведомстве убеждены, что использование современных технических средств индивидуальной мобильности является достаточно эффективным способом перемещения, но требуется урегулировать безопасную интеграцию с пешеходным и велосипедным движением. Подготовленные поправки во всех случаях совместного передвижения по тротуарам делегируют приоритет пешеходам, запрещая проезд средств индивидуальной мобильности (СИМ) на скорости свыше 20 км/час. Такое же ограничение касается перемещения этих устройств по велосипедным дорожкам, в жилых зонах и на дворовой территории.

При этом к пешеходам как и прежде приравниваются самые молодые пользователи электросамокатов, скейтбордов, гироскутеров и иных устройств – в возрасте до 7 лет на них можно ездить по тротуарам без ограничения скорости и соблюдения иных требований. Подростки в возрасте от 7 до 14 лет вправе перемещаться как по тротуарам и пешеходным дорожкам, так и по выделенным для велосипедистов полосам.

В свою очередь, взрослые (старше 14 лет) пользователи СИМ должны использовать преимущественно велосипедные дорожки и полосы. При отсутствии такой инфраструктуры разрешается проезд по тротуару и пешеходным дорожкам, а когда их также нет – по обочине. Движение по правому краю проезжей части допускается только на дорогах, имеющих ограничение максимальной скорости 60 км/час. Кроме того, такое средство индивидуальной мобильности должно иметь электродвигатель, тормоза, звуковой сигнал, фару или фонарь, а также световозвращатели белого, оранжевого и красного цвета. «Движение СИМ с гироскопической стабилизацией по правому краю проезжей части дорог не допускается (за исключением велосипедных зон)», – отмечается в документе.

С другой стороны, новые обязанности возлагаются и на обычных пешеходов – при вступлении на велосипедную дорожку им предписывается убедиться в отсутствии опасности столкновения с движущимися велосипедистами и средствами индивидуальной мобильности. Вводятся и специальные знаки – «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено». А также знаки дополнительной информации (таблички), уточняющие распространение иных дорожных знаков исключительно на лица на СИМ либо иных участников движения, кроме оных.

В то же время в случае принятия предложенных Минтрансом поправок неурегулированным окажется вопрос контроля за новыми участниками дорожного движения. Привлекаться к ответственности они будут наравне с велосипедистами – согласно действующему законодательству, нарушение Правил дорожного движения иным участником влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей, а за вождение СИМ в состоянии опьянения – до 1,5 тысячи рублей.

Водитель самоката

В отсутствие четкого правового регулирования все средства индивидуальной мобильности чаще всего приравнивались к пешеходам, а при любом инциденте вина владельца автомобиля презюмировалась. Такое столкновение произошло, например, на Симферопольском бульваре в Москве. Сам обладатель скоростного скейтборда (лонгборда) не отрицал, что это он выехал на проезжую часть и врезался в автомобиль. Однако ГИБДД и суд возложили вину на автомобилиста Алекса: «Утверждение заявителя о том, что при съезде с дороги на прилегающую территорию именно пешеход должен быть внимательным и осмотрительным, выезжая на лонгборде с тротуара на дорогу, основаны на неверном толковании закона, так как именно пешеход пользовался преимуществом в движении, а водитель, пересекая путь его движения, не убедился в безопасности маневра», – констатировал Московский городской суд.

Аналогичное решение было вынесено в отношении водителя автобуса Каменск-Уральска Юрия Ефремова. Управляемый им «ЛАЗ» допустил наезд на пересекавшего дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу ребенка на самокате. Автотехническая экспертиза подтвердила, что водитель не располагал технической возможностью предотвратить такой наезд, не попал подъезжающий самокатчик и на видеорегистратор. «Доводы жалобы об отсутствии вины Ефремова Ю.С. со ссылкой на то, что ребенок двигался на самокате с более высокой скоростью, чем пешеход, не могут быть признаны состоятельными», – заключил суд, лишая водителя прав управления транспортными средствами на 14 месяцев.

А вот ижевские служители Фемиды признали сбившую пешехода на электросамокате с двигателем мощностью в 0,25 кВт Овчинникову водителем: «Управляя транспортным средством в пути следования, она не обеспечила контроль за движением и совершила наезд на Мишарина И.Г., получившего в результата наезда легкий вред здоровью», – отмечается в решении суда.

Интинский городской суд Республики Коми дифференцировал ответственность между владельцем автомобиля и родителями врезавшейся в него девочки на электросамокате в соотношении 30 и 70 процентов соответственно. ГИБДД признала виновником происшествия исключительно ребенка, но служители Фемиды указали на объективную возможность водителя видеть приближающегося на самокате ребенка, «поведение которого в силу возраста может быть неразумным и непредсказуемым, в связи с чем он должен был предвидеть возможный выезд ребенка на самокате на проезжую часть в нарушение Правил дорожного движения». В свою очередь, апелляционная инстанция отменила это решение, не усмотрев возможности возлагать материальную ответственность на несовершеннолетнего. Тогда как «доказательств, с достоверностью подтверждающих виновное поведение родителей несовершеннолетней (неосуществление контроля, плохое воспитание и тому подобное), которое бы состояло в причинно-следственной связи между аварией и наступившими последствиями по делу, не добыто».

Вопрос о статусе средств индивидуальной мобильности возникает и в спорах о защите прав потребителей. Так, рассматривая иск жителя Новомосковска Андрея Ляпина к индивидуальному предпринимателю Александру Морозову, суд признал гироскутер мототранспортным средством (категорией L1). Согласно Техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств», к такой категории относятся двухколесные транспортные средства с максимальной конструктивной скоростью до 50 км/час с электродвигателем номинальной максимальной мощностью до 4 кВт. Аналогичное решение было принято по иску самарчанки Татьяны Вильмас к ООО «Фотосклад», спору пермячки Анастасии Реутовой с ООО «Айнон» и в ряде других дел.

Иначе спорный вопрос оценили кемеровские служители Фемиды. Удовлетворяя требования Игоря Шеркеева к ООО «Гиропро», они констатировали, что согласно Правилам дорожного движения по совокупности эксплуатационных и технических характеристик сегвеи, гироскутеры, моноколеса и электрические самокаты могут быть отнесены к обычным самокатам, то есть их пользователи признаются пешеходами. В свою очередь, технический регламент является актом таможенного законодательства и к спорным правоотношениям не применим.

Остров невезения

Также поправки вводят запрет на остановку и парковку автомобилей на направляющих островках и островках безопасности. По данным ГИБДД, сейчас эта часть проезжей части в отсутствие закрепленных в Правилах дорожного движения ограничений массово используется для стоянки транспортных средств. Только в Москве за последние пять лет произошло 2,6 тысячи дорожно-транспортных происшествий с наездом на такие автомобили, в которых погибло 256 и ранено 3290 человек. «Для ликвидации хаотичной парковки и обеспечения видимости в подобных местах приходится размещать непредназначенные для этого малые архитектурные формы или бетонные блоки, ухудшающие не только внешний облик города, но и снижающие безопасность дорожного движения, особенно в ночное время и в зимний период. Внесение изменений в части исключения движения, остановки и стоянки на направляющих островках и островках безопасности улучшит видимость транспортных средств и обеспечит повышение безопасности дорожного движения на пересечениях и пешеходных переходах», – отмечается в пояснительной записке.

Изменится и режим проезда по перекресткам с круговым движением, обозначенным соответствующим знаком, – выезжающие на них водители обязаны будут уступать дорогу движущимся по кругу только при пересечении равнозначных дорог. В настоящее время это должны делать все водители. Тогда как согласно общим принципам Конвенции о дорожном движении (так называемой Венской) в странах с правосторонним движением приоритет проезда перекрестка всегда предоставляется транспортными средствами, приближающимися справа. Несмотря на это, Верховный суд России признал введение особого порядка проезда перекрестков с круговым движением легитимным.

Чистые города

Инспекторам Госавтодорнадзора (входит в структуру Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) делегируются полномочия останавливать осуществляющие перевозку пассажиров или груза транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Кроме путевых листов и документов на груз водители таких грузовиков и автобусов обязаны будут предъявить инспектору водительское удостоверение, регистрационные документы на автомобиль, заказ-наряд (договор фрахтования), карту маршрута регулярных перевозок, свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика и документ о подготовке водителей для перевозки опасных грузов.

В Министерстве транспорта РФ признают, что в настоящее время водители автобусов или грузовиков нередко отказывается предоставлять эти документы для проверки, ссылаясь на отсутствие у них такой обязанности. Равно как у сотрудников Госавтодорнадзора отсутствует право требования предъявления водительского удостоверения и регистрационных документов на транспортное средство, что затрудняет установление личности водителя, а в случае выявления правонарушения – оформление процессуальных документов (протокола и постановления о привлечении к административной ответственности). «Внесение указанных изменений позволит сотрудникам территориальных органов Госавтодорнадзора в полном объеме осуществлять предоставленные полномочия в части контрольно-надзорной деятельности», – убеждены в ведомстве.

С 2021 года  электромобилям и работающим на газовом топливе автомобилям гарантируют проезд в центры крупных городов. Действующее законодательство делегирует региональным органам власти право ограничивать въезд любых транспортных средств с целью защиты качества воздуха в жилых районах и сохранения благополучия среды обитания. Для реализации таких мер два года назад были введены новые дорожные знаки, в том числе «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и табличка с указанием допустимого экологического класса проезжающих автомобилей. Однако на практике многие использующие газомоторное топливо автомобили формально имеют более низкий экологический класс, установленный для работающих на бензине двигателей. А в регистрационных документах на электромобили информация об экологическом классе вообще отсутствует. Поэтому Минтранс предлагает освободить от соблюдения новых ограничивающих въезд по экологическому классу дорожных знаков электромобили и использующие в качестве моторного топлива газ автомобили.

Справка

По данным МВД России, в ГИБДД зарегистрировано 54,8 млн транспортных средств, в том числе 864 тысяч автобусов, 47,4 млн легковых и 6,5 млн грузовых автомобилей.

По данным Федеральной налоговой службы, физическим лицам принадлежит 40,6 млн «легковушек», 3,7 млн грузовиков, 390 тысяч автобусов и 1,1 млн мотоциклов и мотороллеров. В корпоративной собственности находится почти 1,5 млн грузовых и 1,4 млн легковых автомобилей, 297 тысяч автобусов и 667 тысяч других самоходных транспортных средств на пневматическом и гусеничном ходу.

 

Правила использования средств индивидуальной мобильности

Мнения

 

Михаил Якимов, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)

За последние 50 лет ПДД были ориентированы только на трех участников дорожного движения – водитель, пешеход или пассажир. Новая редакция подразумевает введение еще одного участника дорожного движения – не пассажира, не пешехода и не водителя, а именно лица, использующего для движения средство индивидуальной мобильности. Впервые появляется и само понятие «человек». До этого все другие термины определялись посредством нейтрального слова «лицо».

В новом проекте Правил дорожного движения сохраняется принципиальное разделение пешеходов и водителей. В частности, существуют водители мопедов, велосипедов и мотоциклов. И все водители, управляя транспортным средством, в первую очередь ориентируются на движение по проезжей части. 

Дополнительно уточнили и понятие «мотоцикл». Таковым может считаться только транспортное средство, которое оборудовано сиденьями. А средство индивидуальной мобильности независимо от мощности и технических особенностей не признается мопедом.

Открытым остается вопрос о контроле за движением лиц, использующих средства индивидуальной мобильности. В частности, придется разрабатывать методы контроля максимальной скорости человека, движущегося на роликовых коньках, она не должна превышать 20 км/час. Это довольно сложная задача для администрирования Правил дорожного движения. При этом совершенно непонятно, кто и какими силами и средствами будет осуществлять такое администрирование.

Александр Холодов, член координационного совета МООА «Свобода выбора» (защитник прав автомобилистов)

Вопрос использования новых технических средств передвижения (электросамокатов, гироскутеров, сигвеев, моноколес, скейбордов и иных), разумеется, надо урегулировать. Сегодня тот же обычный электросамокат может классифицироваться как велосипед с двигателем до 250 Вт, а если мощность больше – это мопед. А аналогичные роликам устройства приравниваются к пешеходам. То есть получается растроение. Даже детские гироскутеры по мощности могут признаваться мопедами, то есть должны двигаться только по проезжей части при наличии водительского удостоверения и шлема.

Но предложенный проект, на мой взгляд, проработан очень плохо. Вместо решения проблемы он только усугубит существующую сумятицу – одно и то же устройство может признаваться пешеходом, велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности. То есть вместо растроения будет расчетверение. А что такое электровелосипед? Кроме того, за управление мопедом в состоянии алкогольного опьянения могут лишить прав, тогда как многие гироскутеры, сигвеи и иные так называемые  средства индивидуальной мобильности мощнее и быстрее обычных мопедов.

Не понятны и поправки, связанные с правилами проезда перекрестков с круговым движением. В Европе единый и четкий стандарт – круг по умолчанию всегда главный. У нас он главный, если специальные знаки стоят. Надо раз и навсегда привести Правила дорожного движения в соответствие с Венской Конвенцией.