Рейтинг@Mail.ru
home

19.02.2020

Арбитраж: молчание клиента не является его согласием

19.02.2020. АПИ — Отсутствие отказа потребителя от предложенной услуги не является его согласием. Такое решение принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Жалобу в отношении ПАО «Совкомбанк» подал его клиент Сергей Мельчарик. Кредитная организация предложила своим заемщикам новую услугу – «Льготная защита платежа», позволяющую снизить ежемесячный платеж по рассрочке. Всем клиентам банк направил SMS-сообщения с офертой – предложением на заключение сделки. Однако ответное сообщение нужно было отправлять потребителям, которые не желали получать новый сервис, тогда как отсутствие такого возражения расценивалось как согласие (акцепт). Навязанная платная услуга была подключена в том числе и промолчавшему Сергею Мельчарику.

В Роспотребнадзоре расценили действия кредитной организации как нарушение прав потребителя – включение в договор ущемляющих его интересы условий, и наложили на ПАО «Совкомбанк» административный штраф в размере 20 тысяч рублей.

Арбитражный суд поддержал выводы надзорного органа. Ведь согласно Гражданскому кодексу РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. При этом акцепт должен быть полным и безоговорочным, а молчание таковым не признается. Закон о защите прав потребителей предусматривает письменное оформление согласия клиентов на выполнение дополнительных платных работ или услуг. «Доказательств невозможности соблюдения банком законодательства в сфере защиты прав потребителей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется», – заключил суд, подтверждая совершение кредитной организацией вменяемого ей правонарушения.