Рейтинг@Mail.ru
home

28.05.2020

Безразмерные вывески

Законодательство позволяет под видом вывесок размещать на фасадах даже многометровые рекламные конструкции. Судебная практика противостояния жильцов и надзорных органов с арендаторами пока остается противоречивой.

28.05.2020. АПИ — Действующий федеральный закон признает рекламой любую информацию, «направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Для размещения рекламных конструкций на фасаде дома необходимо как согласие его собственников (то есть владельцев всех квартир), так и разрешение муниципальных властей.

В то же время рекламой не считается подлежащая обязательному раскрытию для потребителей информация, а также вывески и указатели.

Ночь, улица, фонарь, реклама

По мнению главного регулятора рынка коммерческих коммуникаций – Федеральной антимонопольной службы (ФАС), рекламой нельзя считать практически любые вывески, размещаемые непосредственно у места осуществления деятельности. Это могут быть как сообщения о виде деятельности («магазин», «аптека», «ресторан» и иные), торговые марки (наименования компаний), сведения о режиме работы, реализуемом товаре и даже выражения «Добро пожаловать» или «Счастливого пути». Нахождение такой информации непосредственно в месте реализации товара или оказания услуг, по мнению чиновников, не преследует связанных с рекламой целей. «Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе не совпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой. Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются», – констатирует заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

Формально размер таких вывесок не ограничивается, а их размещение в рамках законодательства о рекламе не должно согласовываться с собственниками дома. В антимонопольном ведомстве считают неправомерным использование на многоэтажных зданиях разве что так называемых крышных установок компаниями, которые занимают (арендуют) только часть помещений в таком строении. В свою очередь, на бизнес- и торговых центрах могут устанавливаться светящиеся наименования любых размеров: «Конструкции с наименованиями организаций, размещенные на фасаде торгового центра или офисного здания, где указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность, призваны информировать о месте их нахождения», – поясняют в ФАС. Также регулятор не признает рекламой информационные табло с указанием наименования автозаправочной станции, видов оказываемых услуг, экологического класса и стоимости реализуемого моторного топлива, расположенные даже при приближении к АЗС.

Фасадная зачистка

Благодаря таким разъяснениям арендаторам помещений в жилых домах удается беспрепятственно размещать на фасадах свои вывески, зачастую огромного размера. И в большинстве случаев попытки жильцов, управляющих компаний и уполномоченных органов принудить коммерсантов снять такие де-факто рекламные конструкции или взимать плату за их размещение, терпят фиаско. Например, Верховный суд России не признал рекламой 22-метровую вывеску «Opteka», самовольно установленную на фасаде жилого дома столичной аптекой ООО «Никамед». Также служители Фемиды отклонили иск Департамента информационной политики Приморского края против Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, без разрешения чиновников использующего световой щит с рекламой подготовительных курсов под слоганом «Твой путь к успеху!»: «Данная конструкция представляет собой светодинамическую установку, прикрепленную к фасаду здания учреждения, в котором оно осуществляет свою деятельность. Информация на световом коробе, расположенном на территории образовательного учреждения, содержит сведения о его наименовании, номере телефона, а также о реализуемых услугах», – отмечается в решении высшей инстанции (АПИ писало об этих делах – Арендаторам помещений в жилых домах разрешили самовольно занимать фасады, Верховный суд России: информация на собственной стене рекламой не является).

Вместе с тем в том же Владивостоке рекламой признали деревянный щит площадью в половину квадратного метра с адресом сайта паба ООО «Пинта» и стоимостью пива. «С учетом содержания информации, указанной на вышеописанной конструкции, она не может быть рассмотрена в качестве вывески. Соответственно, данная конструкция является рекламной, на нее распространяются требования закона о рекламе», – констатировали служители Фемиды, подтверждая обоснованность привлечения компании к административной ответственности.

На 250 тысяч рублей оштрафовали петербургское ООО «Хмель», у кафе-паба которого полицейские обнаружили настенное меню с указанием марок и цены пива. «Размещенная конструкция содержит не только информацию о меню заведения, но и о наличии в нем настольных игр, ссылки на страницы заведения в социальных сетях. Данная информация не относится к подлежащей обязательному доведению до потребителя, а направлена на привлечение внимания потребителей и формирование интереса к заведению», – заключил суд, отклоняя доводы рестораторов.

Удовлетворен был иск омской управляющей компании ООО «Жилищник 9» к индивидуальному предпринимателю Елене Киселевой, разместившей на фасаде жилого дома вывеску «Парикмахерская», служители Фемиды констатировали, что она находилась не непосредственно в месте оказания услуг – не у входа в арендуемое помещение. «Таким образом, кронштейн с панелью названного содержания является также рекламной конструкцией», – отмечается в решении суда.

Над крышей дома твоего

Неоднозначно решаются вопросы о цели установки уличных указателей и иных конструкций. Так, суд подтвердил законность размещения екатеринбургской гостиницей «Тесса» на ближайшем к ней перекрестке стелы с информационным указателем: «Необходимость ее установки обусловлена конкретными условиями осуществления деятельности отеля, а именно – нахождением его в глубине жилого квартала, что затрудняет его обнаружение. На стеле изображена формализованная стрелка, обращенная в сторону отеля. При этом указатель содержит лишь наименование отеля и кафе. Информация о качестве, преимуществах и так далее товаров, услуг, которая могла бы повлиять на выбор потребителя, на указателе отсутствует», – констатировал арбитражный суд.

Не усмотрели нарушений и в установке на воротах завода конструкции размером 7*9 метров с названием завода и его товарным знаком. Служители Фемиды пришли к выводу, что указание таких сведений на выезде на территорию предприятия является обязательным, а следовательно, спорная информация не признается рекламой.

Тогда как размещение на топливно-раздаточной колонке полутораметрового информационного щита сочли незаконным. Как рекламу квалифицировали надпись «Снова в России на АЗС Фаэтон – Borgomi – Фаэтон – топливная сеть № 1». «Информационное наполнение спорной конструкции по своему смысловому и логическому содержанию не носит характер информации о товаре (работе, услуги), не входит в состав информации, которую продавец обязан разместить на вывеске и довести до сведения потребителя», – отмечается в решении арбитражного суда.

Муниципальный стандарт

С другой стороны, Андрей Кашеваров напоминает, что органам местного самоуправления делегированы полномочия определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных, в том числе их размеры, типы, количество и другие параметры, «исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». 

В городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) такими правами наделены региональные власти. Например, утвержденное столичным правительством положение запрещает размещение «информационных конструкций» на крыше, предписывает согласовывать дизайн-проект любых вывесок, а также ограничивает размеры устанавливаемых у входных дверей информационных табличек (не более 0,4*0,3 метра), высоту объемных конструкций (до 0,75 метра) и крышных установок (1,8-6 метров в зависимости от этажности здания). Как реклама расценивается указание телефонов и адресов сайтов. В Санкт-Петербурге высота настенных вывесок не должна превышать 0,62 метров, определены цветовые, графические, шрифтовые и иные требования к размещаемой бизнесом информации. В Новосибирске без разрешения допускается размещение вывесок, указателей и иных информационных конструкций, не содержащих сведений рекламного характера, площадью не более 2 кв. метров.

В большинстве случаев такие правила позволяют защитить жилые дома от навязчивой фактической рекламы. Так, на 200 тысяч рублей столичные власти оштрафовали ООО «Займ-экспресс», на вывеске которого инспекторы обнаружили номер телефона и адрес сайта, а сама вывеска перекрывала оконный проем. Московский городской суд признал административные санкции законными и обоснованными, а спорную конструкцию – информационной, а не рекламной. Такой же штраф был наложен на ООО «Бэст Прайс», уличенное в использовании запрещенной баннерной ткани: «Тот факт, что ООО «Бэст Прайс» незамедлительно после проверки устранило выявленные нарушения путем демонтажа информационной конструкции, не свидетельствует о его невиновности в совершении правонарушения», – заключил суд.

За нарушение установленных в Санкт-Петербурге ограничений на одновременную установку консольных и настенных вывесок со словами «Килька» и «Килька гастро бар» к ответственности привлекли ООО «НГБ Ваян»: «Вышеуказанные элементы наружной информации размещены в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с целью индивидуализации принадлежащего предприятию заведения общественного питания и доведения соответствующей информации до потребителей», – отмечается в решении суда.

В Новосибирске рекламой признали установленный Сибирским институтом международных отношений и регионоведения баннер площадью 72 кв. метра. Поскольку эта конструкция превышала установленные для информационных ограничений и была размещена без разрешения и заключения договора, арбитражный суд взыскал с вуза в пользу сособственника здания – ООО «Финист», необоснованное обогащение в размере 551 тысячи рублей. Законность такого решения подтвердил Верховный суд России.

Справка

По оценкам Publicis Media Russia, объем рынка наружной рекламы в 2019 году превысил 45 млрд рублей или около 9 процентов общего объема рекламы.

Мнения

 

Мария Евневич, член совета директоров группы «Максидом»

Спор по поводу дифференциации рекламных и информационных вывесок длится уже много лет. И в разных регионах России подход разный. То, что у нас в Казани считается информацией, в Санкт-Петербурге могут признать рекламой. В этом вопросе много вкусовщины, а однозначной классификации, к сожалению, нет ни в одном нормативно-правовом документе.

Целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Исходя из этого, вся иная информация не может расцениваться как реклама. Крышная или фасадная вывеска с обозначением названия магазина, кафе, бизнес-центра, завода и так далее выполняет навигационную функцию, если на ней нет слоганов, оценочных определений или побуждений («лучший», «купи сейчас», «низкие цены», «распродажа» и прочие). Тем не менее административные органы иногда считают иначе – каждый в меру своей фантазии.

При этом есть еще обязанности, которые накладывает на бизнес закон о защите прав потребителей – он требует обеспечить право на необходимую и достоверную информацию о торговом объекте. То есть продавцы и оказывающие услуги компании не просто вправе – они обязаны проинформировать потребителя о режиме работы, местоположении, а в некоторых интерпретациях – и об ассортименте, который представлен в магазине. Этот же тезис есть в Гражданском кодексе РФ – продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре.

Мы получаем, с одной стороны, установленное законом требование сообщить потребителю о торговом объекте, с другой – обвинение в якобы несогласованной рекламе или жесткие правила эстетического регламента.

Евгения Волгина, директор юридического департамента оператора наружной рекламы Gallery

Реклама на улицах наших городов регулируется законом о рекламе, а вывески – законодательством о защите прав потребителей.

Судебная практика относит к информационным вывескам крупногабаритные наименования организаций в месте их нахождения. Но требования к ним определены далеко не в каждом городе. Одной из первых внедрила такой «дизайн-код» Москва. Трудно не заметить качественные изменения в центре города – теперь вы уже не увидите сплошные яркие и бросающиеся в глаза конструкции над магазинами.

Однако в других крупных городах и в регионах часто встречаются ситуации, когда исторический центр буквально завешан крупными информационными вывесками. При том, что формально это не реклама, и соответствующим рекламным законодательством такие виды конструкций не регулируются, а для их установки не нужно получать разрешение от местных властей. Тогда как рекламные носители проверяются регулирующими органами на соответствие архитектурному облику: город определяет возможные виды и типы конструкций. Неконтролируемое размещение крупногабаритных вывесок приводит к информационному шуму, но у каждого города есть полномочия разрешить этот вопрос и внедрить собственный «дизайн-код».

По моему убеждению, дифференциация должна быть простой: всё, что не является информационной вывеской у входа, является рекламой. Ее задача – привлечение внимания, а не информирование. А значит, к таким конструкциям должно применяться значение архитектурного облика, над которым каждому городу нужно поработать, определив характеристики по зональности, по отдельным зданиям и так далее. В приоритете у местных властей при этом должно быть сохранение культурной ценности и художественного восприятия города.

Мария Крюкова, юрист практики разрешения споров Rightmark Group

Дифференциация зависит от целей использования конструкции. Если ее задача – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то такая вывеска является рекламной. И, напротив, указание наименования организации, часов работы и контактов направлено исключительно на информирование потребителей, а не на их привлечение.

Местные власти наделены полномочиями устанавливать эстетические регламенты наружной рекламы и информации. В частности, под регулирование попадают даже виды шрифтов, которые должны быть использованы. Однако действие этих правил далеко от идеала: многочисленные вывески, явно не вписывающиеся в оформление фасадов, бросаются в глаза даже неискушенному урбанисту. Вместе с тем, ужесточение требований в этой сфере создает напряженность в бизнес-сообществе, которое заинтересовано в привлечении потенциальных покупателей.