01.12.2020
01.12.2020. АПИ — Официально не опубликованный Кодекс этики и служебного поведения обязателен для всех сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). К такому выводу пришел Верховный суд России.
Позорную отставку оспаривал инспектор отдела специального учета волгоградского следственного изолятора, лейтенант Заур Гейдаров. Стремясь к повышению, он послал запрос в кадровую службу ведомства о порядке присвоения очередного звания. Не удовлетворенный полученным по электронной почте ответом о необходимости прослужить лейтенантом два года, он внес в письмо изменения – убрал в тексте отрицательные частицы «не». Сфальсифицированный таким образом документ с измененным смыслом вместе с рапортом о повышении инспектор представил в отдел кадров. Но служебная проверка выявила подделку, и сотрудник был уволен за нарушение условий контракта – представление заведомо ложных документов с целью получения личной выгоды в виде присвоения очередного специального звания и повышения размера денежного довольствия.
Обращаясь в суд с иском о признании увольнения незаконным, бывший сотрудник отрицал намерения извлечь какую-либо выгоду. По его словам, он хотел просто доказать, что ему положено звание старшего лейтенанта через год службы. Но служители Фемиды сочли факт вменяемого нарушения доказанным. Ведь, подписывая контракт, Заур Гейдаров обязался соблюдать все установленные к службе в уголовно-исполнительной системе требования, Присягу, внутренний распорядок, Кодекс этики и служебного поведения, а также честно и добросовестно выполнять предусмотренные по штатной должности обязанности. «Допущение сотрудником уголовно-исполнительной системы подобного проступка, как внесение изменений в официальный ответ вышестоящего органа для получения очередного звания, является нарушением условий контракта», – заключил суд, подтверждая законность увольнения.
К такому же выводу пришла и апелляционная инстанция: «При принятии решения об увольнении истца ответчиком приняты во внимание характеризующие истца данные, предшествующее отношение к службе, а также наличие двух неснятых дисциплинарных взысканий», – отмечается в определении Волгоградского областного суда.
Потерпев фиаско, Заур Гейдаров оспорил утвержденный приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы. По утверждению лейтенанта, он не был официально опубликован, но его нарушение стало поводом для увольнения. Тогда как согласно Конституции России, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина нормативные правовые акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Однако Верховный суд России не усмотрел в спорном документе правовых норм, затрагивающих гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности. Кроме того, положения этического кодекса корреспондировались как с нормами федерального законодательства, так и с одобренным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Международным кодексом поведения государственных должностных лиц и рекомендованным Комитетом министров Совета Европы Модельным кодексом поведения для государственных служащих. «Кодекс, устанавливая нормы служебной и профессиональной этики сотрудников и гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, способствует формированию профессиональной культуры, имеет внутриведомственный характер. Следовательно, он не подлежал государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», – констатировала высшая инстанция, отклоняя требования Заура Гейдарова.
По данным Федеральной службы исполнения наказания, штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет 296 тысяч человек. В 2019 году уволено 17,2 тысячи сотрудников, в том числе 352 – по отрицательным основаниям. Вакантными остаются 26,9 тысячи должностей (9,1 процента от штатной численности).