Рейтинг@Mail.ru
home

05.04.2021

Всероссийская масочная неопределенность

Вводя обязанность носить маски, санитарные власти не определили порядок исполнения такой обязанности – где и как использовать средства индивидуальной защиты, а также требования к ним. Правила ношения масок закреплены в нормативных актах только семи регионов. Тогда как Верховный суд России подтвердил законность «масочного режима».

05.04.2021. АПИ — С самого начала пандемии обязанность использовать средства индивидуальной защиты возложили на связанных с обслуживанием граждан работников (продавцов, официантов, стюардесс и иных). В мае требования об обязательном ношении масок в общественных местах стали появляться в нормативных актах субъектов Федерации. Постановление о введении так называемого всероссийского масочного режима Главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова подписала 16 октября. Она предписала носить гигиенические маски для защиты органов дыхания «в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах».

Бесполезные стандарты

Коллективный иск о признании постановления Анны Поповой недействительным инициировал президент «Лиги пациентов» Александр Саверский. «Эффективность масок не очевидна, и при этом существуют риски ношения для отдельных групп граждан, то есть имеются проблемы безопасности. В «Лигу пациентов» поступает значительное число жалоб людей на трудности дыхания в масках и просьб отменить обязательность их ношения. К сожалению, признавая такие трудности, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не разрешила очевидную коллизию, которая возникает у людей с поражением легких, которое бывает при COVID-19: безопасно ли им носить маски, если функция их дыхания и без того поражена? Без ответа на этот вопрос рекомендации ВОЗ нельзя считать исчерпывающими», – убежден Александр Саверский.

Также активисты обращают внимание на противоречивость самих требований. В санитарных антиковидных правилах указывается на необходимость ношения медицинских масок, в октябрьском постановлении – гигиенических. Изготовление первых регламентируется национальным стандартом – ГОСТ Р 58396-2019. По утверждению разработчиков, он идентичен действующим в Германии техническим требованиям (DIN EN 14683:2014 «Medizinische Gesichtsmasken»), гарантирующим надежную воздухопроницаемость, брызгоустойчивость и микробиологическую чистоту (бионагрузку). Однако по закону ГОСТы не являются обязательными и применяются на добровольной основе по решению соответствующего производителя.

Тогда как гигиенические маски относятся к текстильно-галантерейным, а не медицинским изделиям, и должны использоваться «в качестве барьерного средства в целях фильтрации воздуха, поступающего в дыхательные пути потребителя, в обычных условиях». С началом пандемии ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности» разработало технические условия (ТУ) изготовления гигиенических масок, но они также не имеют никакой юридической силы. «Таким образом, медицинские и гигиенические маски – два разных изделия, каждое из которых вменяется носить всем гражданам согласно отдельному нормативному акту. Поскольку иное не оговорено, получается, что носить эти изделия всем гражданам нужно оба сразу, что сложно себе даже представить», – отмечается в коллективном иске.

Отрицая доводы «ковид-диссидентов» и представленные ими научные данные, представитель Роспотребнадзора Оксана Минеева приводила доводы, подтверждающие эффективность использования средств индивидуальной защиты. «Исследователи из университета Флориды (США) сравнили несколько видов масок, доступных для массового потребления (двухслойная хлопковая, однослойная самодельная маска типа банданы и нестерильная аптечная маска в виде конуса). Все протестированные маски могут существенно сокращать расстояние, на которое инфицированные вирусом SARS-CoV-2 капли могут распространяться. Опубликованные на сайте Национального госпиталя Дании результаты исследований показали, что ношение масок в общественных местах снижает риск заражения здоровых людей коронавирусом на 15-20 процентов», – констатировала Оксана Минеева.

Верховный суд России отклонил иск, мотивированное решение пока не опубликовано.

Опасная зона

Указанные в коллективном иске доводы – не единственные противоречия оспариваемого «масочного режима». Термин «место массового пребывания людей» чиновники Роспотребнадзора заимствовали из антитеррористического законодательства. Оным признается территория, помещение или иной объект, «на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек». Для предупреждения неоднозначного понимания региональным властям и муниципалам предписывается формировать список таких мест, владельцы которых должны составлять специальные паспорта безопасности (АПИ подробно писало об этом – Введенный общероссийский «масочный режим» столкнулся с антитеррористическими требованиями). Более того, по мнению заместителя руководителя санитарного ведомства Елены Ежловой, местом массового пребывания людей может быть даже скопление людей на остановках наземного транспорта, которое не включено ни в какие списки и под требования постановления не подпадает.

Вместе с тем чиновники вынуждены признать, что во время приема пищи в помещениях организаций общественного питания посетители могут снять средства индивидуальной защиты. «Использование масок при посещении парикмахерских и салонов красоты при получении соответствующих процедур (бритья бороды, косметических манипуляций), при посещении бань, бассейнов, аквапарков невозможно в силу особенностей указанных процедур», – констатирует Елена Ежлова. Также могут отказаться от «намордников» исполнители на духовых музыкальных инструментах.

Не смогли в санитарном ведомстве назвать и нормативный акт, который регламентировал бы порядок ношения гигиенических масок. Подробно эти требования описаны, в частности, в принятых еще в декабре 2018 года рекомендациях профилактики инфекционных болезней. В апреле минувшего года Роспотребнадзор опубликовал новые рекомендации. «Респиратор (маску) надевают на лицо так, чтобы были закрыты рот и нос, для чего верхний край маски должен находиться на уровне нижней части орбит, а нижний – заходить под подбородок», – отмечается в письме ведомства. Дополнительные правила закреплены в различных ведомственных нормативах, касающихся, в частности, железнодорожных перевозок и иных сфер деятельности. Однако все эти документы не зарегистрированы Министерством юстиции РФ и не опубликованы официально. Соответственно, согласно Конституции России, они не могут регулировать права, свободы и обязанности.

Бесплатная защита

А вот житель Пензенской области Александр Богородицкий согласился носить маски, только если они будут бесплатно предоставлены региональными органами власти. Он ссылался на подписанные премьер-министром России Михаилом Мишустиным Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предписывали гражданам использовать средства коллективной и индивидуальной защиты «в случае их предоставления органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и организациями».

Но служители Фемиды отклонили эти доводы, признав обязанность граждан использовать маски «безотносительно от источника их предоставления», поскольку на органы государственной власти не возложена обязанность по обеспечению граждан средствами индивидуальной защиты. «Правило поведения направлено на предотвращение передачи коронавирусной инфекции, не возлагая имущественной обязанности и не устанавливая способа получения этих средств», – заключил Пензенский областной суд. Апелляционная коллегия поддержала это решение.

К схожим выводам пришли суды Москвы, Тульской и Белгородской области, отклоняя доводы «ковиддиссидентов».

Санитар-губернатор

В отсутствие федерального стандарта власти ряда регионов ввели собственные правила ношения средств индивидуальной защиты. Так, в нормативных актах Липецкой области и Республики Карелия закреплено, что маска должна закрывать нос, рот и подбородок. В Томской и Кемеровской областях предписывается использовать «плотно прилегающие к лицу» средства индивидуальной защиты органов дыхания. Согласно указам губернаторов Ивановской и Орловской областей, маски должны быть надежно закреплены для минимизации промежутков между лицом и маской. В Тульской области средства защиты следует крепить на переносице и закрывать ими все органы дыхания.

Отсутствие регламентирующих ношение масок и имеющих юридическую силу правил не мешает привлекать к ответственности нарушителей. В число лидеров по количеству примененных против бизнеса санкций за такие проступки входят Свердловская область и Москва. Так, 200-тысячный штраф наложили на расположенный в Североуральске супермаркет «Магнит» (АО «Тандер»), кассир которого не надвинул маску на нос. Подтверждая допущенное торговой сетью правонарушение, суд указал на правила использования медицинских масок, определенные рекомендациями по предупреждению гриппа. «На момент осмотра кассир, исполняя служебные обязанности, при работе с посетителями не использует маску таким образом, чтобы обеспечить защиту органов дыхания, маска не закрывает полностью нос, рот», – заключил районный суд. К такому же выводу пришла и апелляционная коллегия.

В неправильном использовании маски уличили и крупнейшего продавца стройтоваров. «Сам по себе факт нахождения работников ООО «Леруа Мерлен Восток» на рабочем месте в помещении, доступном для неограниченного круга лиц, без ношения средств индивидуальной защиты (масок), а именно без закрытия носа маской, свидетельствует о том, что компанией не было принято достаточных и эффективных мер, направленных на исключение нарушения требований указа Мэра Москвы со стороны его работников», – отмечается в решении суда. Хотя в самом указе столичного градоначальника порядок ношения средств индивидуальной защиты отсутствует.

Штраф в 100 тысяч рублей наложили на ООО «Сейлс», маска на сотруднице которого опять же не закрывала нос. Такой же проступок вменяли и ООО «Альфа-М»: «Факт формального предупреждения сотрудников о необходимости использования средств индивидуальной защиты и выдача таких средств при отсутствии принятия всех возможных мер по контролю за исполнением работниками соблюдения мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, свидетельствует о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения», – констатировал Московский городской суд.

В нарушении «масочного» режима уличили начальника Йошкар-Олинского отделения связи (АО «Почта России») Светлану Москвину: у одного из сотрудников средство индивидуальной защиты было спущено на подбородок, у другого – закрывало только рот. В апелляционной жалобе руководитель указывал на отсутствие в предписании Роспотребнадзора конкретного способа контроля за ношением масок сотрудниками. Кроме того, операционисты были закрыты от клиентов защитным экраном. Но, налагая штраф в размере 30 тысяч рублей, служители Фемиды отклонили эти доводы.

Намордники для ковид-диссидентов

Многочисленные штрафы за неправильное ношение масок налагаются и на частных лиц. Среди них оказался кировский юрист Вадим Видякин, отказавшийся по требованию судебного пристава правильно надеть средство индивидуальной защиты в здании Ленинского районного суда. Такой проступок квалифицировали как неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и наложили штраф в размере 800 рублей. Оспаривая это решение, Вадим Видякин указывал на отсутствие порядка ношения маски, его позицию поддержали партии «КПРФ» и «Родина». Но служители Фемиды не согласились с такими доводами: «Из представленных материалов дела следует, что Видякин В.А., находясь в здании Ленинского районного суда г. Кирова, самовольно снял защитную медицинскую маску с верхних дыхательных путей, опустив ее на подбородок, тем самым была осуществлена угроза здоровью окружающих лиц», – отмечается в решении апелляционной инстанции. К такому же выводу пришел и кассационный суд.

Большинство формально использующих маски чаще всего отделываются предупреждением. Так, в ношении «неправильно надетого средства индивидуальной защиты органов дыхания» в магазине «Высшая лига» уличили жительницу Костромской области Марию Смирнову. Сама подозреваемая не отрицала вменяемого проступка и признала, что «приспустила маску на подбородок, поскольку из-за имеющейся у нее гипертонической болезни стало тяжело дышать». Служители Фемиды не стали налагать административный штраф и ограничили наказание предупреждением. Такие же санкции суд применил в отношении Сергея Криворученко, который, находясь в приемном отделении Грайворонской Центральной районной больницы Белгороской области, надел маску, но опустил ее на подбородок. Штраф в тысячу рублей наложили на зеленодольца Алексея Шуваева, по словам которого, маска спустилась случайно. «Из фотографии усматривается, что лицо Шуваева А.В. даже частично не прикрыто маской», – констатировал Верховный Суд Республики Татарстан, подтверждая обоснованность примененных санкций.

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в России зарегистрировано почти 4,6 млн инфицированных коронавирусом, 100,7 тысяч человек умерло. Вакцинацию прошло (сделало по две прививки) пока только около 3,1 процентов населения.

Мнения

 

Александр Саверский, президент Лиги пациентов

В целом от нормального, безбарьерного дыхания зависят жизнь и здоровье человека. Любой барьер на пути дыхания является угрозой для здоровья и жизни человека, приводит к удушению, нехватке кислорода (острой и хронической гипоксии) и связанным с этим заболеваниям. Это общее знание, которое можно определить как презумпцию безбарьерного (свободного) дыхания. Только степень нехватки кислорода отделяет жизнь от смерти.

Поэтому, устанавливая обязательные барьеры для дыхания, регулятор должен для начала убедиться в безопасности барьера для самого человека. При этом у этого барьера должна быть ясная цель – от чего он защищает, какова оправданность барьера (риск применения должен быть меньше риска фильтруемой угрозы). Но в обычных условиях никакая фильтрация воздуха человеку не нужна. Такая область применения не имеет никакого смысла. Более того – это опасно. Имеются случаи смерти людей в масках. Следует отметить и рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, что может быть связано с применением масок. Никто точно не знает, как и на какое количество людей действуют маски, никто до сих пор этого не изучал в необходимом объеме, и полноценных данных в мире не существует, что будет показано далее.

Несмотря на общую рекомендацию Всемирной организации здравоохранения применять маски населению и персоналу медицинских организаций, которая сделана также в отсутствие полноценной оценки безопасности масок для самих носителей, эти рекомендации содержат ряд существенных оговорок, которые не позволяют установить «всеобщий масочный режим», тем более под угрозой штрафа.

Наличие рисков ношения масок исключает режим обязательности их ношения для всех людей. Никакими нормативными актами в России не предусмотрено исключение определенных категорий лиц из всеобщего режима. Врачи формально даже не могут дать отвод от ношения маски, потому что он не предусмотрен и не воспринимается органами контроля, налагающими штрафы на граждан, как освобождение от обязательного ношения.

Оксана Минеева, начальник отдела обеспечения административной и судебной работы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Всемирная организация здравоохранения опубликовала обновленные рекомендации, согласно которым для профилактики COVID-19 необходимо ношение маски в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования, например, в общественном транспорте, магазинах, в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей. Противопоказаний для ношения гигиенических масок в действующих рекомендациях ВОЗ не отмечено.

В настоящее время доказана передача вируса SARS-CoV-2 от человека человеку преимущественно воздушно-капельным путем, в том числе от здоровых носителей инфекции. В связи с этим сохраняется актуальность применения барьерных способов защиты органов дыхания, которые могут предотвращать выброс частиц аэрозоля в окружающую среду инфицированным человеком, в том числе применяемых в целях ограничения распространения гриппа и других респираторных инфекций.

Для защиты органов дыхания населением могут быть использованы как гигиенические, так и медицинские маски.

В то же время ВОЗ отмечает, что применение масок – не единственная мера профилактики, важно соблюдать комплекс мер для профилактики инфекций и инфекционного контроля, таких как соблюдение гигиены рук, безопасной социальной дистанции, проведение дезинфекционных мероприятий.

Антон Михайлов, индивидуальный предприниматель, Челябинск

На мой взгляд, требования к использованию средств индивидуальной защиты и тем более к так называемому обеспечению масочного режима – бессмысленные и невыполнимые. Во-первых, полагаю, каждый взрослый сам вправе оценивать вред и пользу для его здоровья. Государство обязано разъяснять и, не побоюсь сказать, – пропагандировать важность ношения масок и перчаток, особенно для входящих в группу риска граждан. Но окончательное решение каждый должен принимать сам. Развивая логику санитарной службы, нужно ввести обязательное использование презервативов и установить административную ответственность за «опасную любовь».

Во-вторых, требования не могут быть общими. Зачем носить маску привитому или уже переболевшему? Он не может ни заразиться, ни стать распространителем инфекции. А вот задохнуться может. Какой смысл требовать надевать маску, скажем, в обменном пункте, в котором сотрудник банка отделен от клиента пуленепробиваемым стеклом? И таких случаев много.

В-третьих, невозможно требовать от владельцев магазинов, кафе и иных учреждений обеспечить масочный режим. Сейчас Роспотребнадзор и муниципальные чиновники открыли для себя просто «золотую жилу» – приводят знакомого или просто бомжа в торговый зал без маски и уличают владельца организации в нарушении санитарных правил. Сам гражданин вроде как не виноват, а для бизнеса штраф может составлять даже сотни тысяч рублей. Такая ситуация провоцирует коррупцию. Увы, но она опаснее пандемии и от нее нет вакцины.

С другой стороны, носить маски действительно обязаны сотрудники тех же магазинов. А вот с перчатками вопрос уже не столь однозначен. Если кассир возьмет банкноту с ковидом, перчатки предупредят передачу его на выдаваемую сдачу, в том числе следующему покупателю?

Также хочу отметить традиционную недоработку самих нормативных актов. Масочный режим ввели, но не установили ни требований к самим маскам, ни правилам их ношения. Заставили носить перчатки, но не обязали их менять. И так далее. А ведь любая неопределенность может привести к конфликту, опять же многотысячному штрафу или вымогательству взятки.