Рейтинг@Mail.ru
home

28.07.2021

Арбитраж: контентные услуги нельзя подключать через сайт

28.07.2021. АПИ — Активацию пользователем смартфона дополнительных услуг через так называемую лендинговую страницу признали недопустимой. К такому выводу пришел Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Жалобу на ПАО «Мегафон» подал новосибирец Владимир Насвищук. По его утверждению, оператор без согласия клиента подключил услугу «Лучшее видео спорта» и списал за нее полторы тысячи рублей. Кроме того, абоненту не была представлена информация об оказывающем эту услугу исполнителе и лицевом счете, с которого будет осуществляться оплата. Такие действия Роспотребнадзор квалифицировал как нарушение прав пользователя и наложил на оператора административный штраф в размере 20 тысяч рублей.

Оспаривая выводы надзорного органа, представители ПАО «Мегафон» указывали, что клиент активировал платную контент-услугу методом интернет-клика на лэндинговой странице. На сайте же была размещена и вся необходимая информация.

Отклоняя эти доводы, Арбитражный суд Новосибирской области пришел к выводу, что согласием абонента на подключение дополнительных услуг могут признаваться только его активные действия, совершенные после предоставления оператором связи соответствующих сведений. «Данная норма направлена на обеспечение недопустимости несанкционированного списания средств без согласия (акцепта) абонента, гарантии предоставления информации о размере платы за оказание иных, в том числе контентных услуг», – отмечается в решении суда.

В рассмотренном же случае ПАО «Мегафон» не представило доказательств подключения платной дополнительной услуги с согласия абонента, выраженного в ответ на содержащую все сведения оферту. «Активация контент-услуги на сайте методом интернет-клика на лендинговой странице оператора не может быть оценена как согласие абонента, выраженное посредством совершения им конклюдентных действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление», – заключили служители Фемиды, признавая действия сотовой компании незаконными.

К такому же выводу пришли апелляционная и кассационные инстанции. «ПАО «Мегафон» не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства в сфере оказания услуг связи», – констатировал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

В пресс-службе оператора АПИ признали, что не намерены применять принятое служителями Фемиды и вступившее в силу окончательное решение. «В этом конкретном случае мы действовали на законных основаниях. Как следствие – отказываться от такого способа активации контент-услуг не планируем», – заявили в ПАО «Мегафон».

Отметим, что это не первый подтвержденный судами случай незаконного навязывания оператором дополнительных платных услуг. Например, без согласия клиента жителю Татарстана Глазырину была подключена контентная подписка «Megafon.Music». Для предупреждения злоупотреблений со стороны сотовых компаний Роспотребнадзор уже предложил уточнить действующие Правила оказания услуг телефонной связи и признавать конклюдентными только активные действия абонента – отправку SMS-сообщения, USSD-команды и исходящие голосовые вызовы. «Переходы по WAP-ссылкам на лендинговые страницы не отражаются в детализации», – поясняют в ведомстве (АПИ неоднократно писало о проблеме – Пользователей телефонов защитят от навязанных услуг, За навязывание пятирублевой музыки «Мегафон» оштрафовали на 30 тысяч).

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2020 году на операторов мобильной связи «большой четверки» («Билайн», «Мегафон», «МТС» и «Теле2») поступило почти 4,6 тысячи обращений, ПАО «Мегафон» сохранило лидерство по количеству жалоб (35 процентов от общего числа претензий).