Рейтинг@Mail.ru
home

22.11.2021

«Альфа-банк» обязали вернуть клиенту похищенную зарплату

22.11.2021. АПИ — Ответственность за списанные без согласия клиента средства возложили на банк. Такое решение принял Восьмой кассационный суд.

Иск против АО «Альфа-банк» подала жительница Омской области Светлана Конева. С целью узнать сумму поступивших на ее зарплатную карту выплат она пыталась зайти в личный кабинет на сайте кредитной организации, но приходящие на мобильный телефон коды доступа не срабатывали. После входа клиент обнаружила отсутствие денежных средств. Выяснилось, что неизвестные перевели 114 тысяч рублей в банк «Хоум Кредит».

Отрицая нарушение прав потребителя, АО «Альфа-банк» утверждало, что получило надлежащие распоряжения клиента. Перевод осуществлялся в так называемом автономном режиме и согласно федеральному закону являлся безотзывным. В то же время представители кредитной организации признали, что вопрос реализации такого режима в законе «до конца не проработан».

Вместе с тем в представленной оператором связи детализации информация об отправке SMS-сообщений с кодом для перевода средств и подтверждений самих транзакций отсутствовала. Также клиент обращал внимание на подозрительные обстоятельства спорных операций – использование нового гаджета, работающего в другой сотовой сети и находящегося в другом регионе, несвойственные для пользователя сумма перевода и получатель. Более того, непосредственно в банк-получатель списанная сумма поступила уже после подачи Светланой Коневой претензии, которую кредитная организация по существу игнорировала.

Служители Фемиды не выявили оснований сомневаться в добросовестности клиента. «Истец предпринял все необходимые меры по извещению ответчика о необходимости блокировки карты, отмены транзакции, как только незаконные списания были произведены. Тогда как банк не представил доказательств, свидетельствующих о виновных действиях истца, связанных с утратой картой, передачей ее третьим лицам или иных, которые могли бы за собой повлечь несанкционированное списание денежных средств», – заключил суд, удовлетворяя требования Светланы Коневой. Кроме непосредственно похищенной суммы в ее пользу взыскали неустойку в размере 50 тысяч рублей и 87-тысячный штраф. Еще в 10 тысяч оценили причиненные потребителю моральные страдания.

Подтверждая это решение и отклоняя возражения «Альфа-банка», апелляционная коллегия напомнила, что распоряжение клиента о переводе денежных средств может быть им отозвано. В данном случае зачисление спорной суммы на счет некого Александра Горащенко в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» произошло спустя два дня после подачи истицей распоряжения о блокировке карты. «Ссылка в жалобе на судебную практику иных регионов по тождественным спорам несостоятельная, так как в силу Гражданского процессуального законодательства РФ принятые по другим делам судебные акты не имеют преюдициального значения для данного дела. Решение принимается судом с учетом установленных по нему конкретных обстоятельств», – отмечается в определении Омского областного суда.

Не усмотрела оснований для пересмотра таких выводов и кассационная инстанция. «Оспариваемые операции по переводу денежных средств со счетов истицы были совершены банком без ее согласия», – констатировал кассационный суд.

Напомним, что действующий уже больше восьми лет федеральный закон предусматривает специальный механизм защиты клиентов кредитных организаций, использующих пластиковые карточки, интернет-банкинг и иные удаленные средства управления счетами (так называемые электронные средства платежа). В случае сообщения клиентов о несанкционированном списании в течение следующего за днем получения информации дня банк обязан возместить причиненный ущерб, если только не докажет вину самого потребителя или нарушение им порядка использования электронного средства платежа. Вместе с тем практика рассмотрения таких споров остается пока противоречивой (АПИ подробно писало об этом – Платежный гамбит).

Справка

По данным Банка России, в первом полугодии общий объем проведенных без согласия клиентов операций вырос на 47 процентов, до 5,9 млрд рублей. Средняя сумма списания – 12,4 тысячи рублей, доля социальной инженерии оценивается в 51 процент. Банки вернули клиентам только 7,4 процента похищенных средств.