Рейтинг@Mail.ru
home

25.11.2021

Арбитраж: доказать бездействие почтальона может только круглосуточная видеозапись

25.11.2021. АПИ — Не извещенному о поступлении заказной корреспонденции адресату не удалось привлечь АО «Почта России» к ответственности. Такое решение принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В спорной ситуации оказался житель Северной столицы Анатолий Астрелин. Согласно данным АО «Почта России», буквально через три часа после поступления на его имя двух заказных писем почтальон пытался вручить их адресату, а не застав его дома – опустил в почтовый ящик соответствующие извещения. Тогда как сам Анатолий Астрелин утверждал, что был дома, звонка почтальона не слышал, а в ящике извещений не было. В итоге корреспонденцию он получил только через две недели, лично обратившись в отделение связи.

В отсутствие доказательств Роспотребнадзор отклонил заявление гражданина и отказался возбуждать дело об административном правонарушении. Не согласившись с решением надзорного органа, Анатолий Астрелин обратился в суд.

Служители Фемиды проанализировали систему видеонаблюдения в доме, в котором проживает получатель писем. Согласно ответу управляющей организации – ТСЖ «Новатор», в подъезде установлена одна видеокамера, фиксирующая входящих и выходящих граждан. Также возможна идентификация лиц постоянно (долго) проживающих в подъезде, записи хранятся на сервере два месяца. Однако в зону действия камеры абонентские ящики не попадают.

Поэтому суд пришел к выводу, что доказать отсутствие факта подхода почтальона к двери квартиры Анатолия Астрелина и попыток вручения корреспонденции можно при наличии круглосуточной видеофиксации лестничной площадки. «При существующей конфигурации и месте размещения имеющихся видеокамер в подъезде такая возможность отсутствует. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Ввиду недоказанности состава правонарушения Управлением Роспотребнадзора по Санкт-Петербурге законно и обоснованно вынесено оспариваемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении», – заключил арбитражный суд, отклоняя заявление Анатолия Астрелина.

Вместе с тем многие петербуржцы сообщают о фактах неуведомления адресатов о поступлении регистрируемой корреспонденции. В самих отделениях связи ситуацию объясняют дефицитом кадров и перегруженностью работающих сотрудников. При этом в базе данных на сайте АО «Почта России» нередко указывается, что почтальон якобы пытался вручить депешу и опустил извещение в ящик. Электронные уведомления через специальное мобильное приложение также чаще всего не доставляются, а самостоятельно отследить отправление можно только зная его трек-номер. Согласно же действующим правилам, невостребованная заказная корреспонденция хранится месяц, письма от судов и административных органов возвращаются через неделю. При этом недобросовестность адресата в уклонении от получения официального письма по существу презюмируется.

В пресс-службе АО «Почта России» не прокомментировали ситуацию. Равно как компания не объяснила, как законопослушный гражданин или компания может гарантированно получать информацию о поступивших отправлениях или как минимум доказать факт отсутствия извещения.

Справка

По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ежемесячно по России пересылается около 43 млн заказных писем и бандеролей, 1,7 млн ценных отправлений и 12 млн посылок. Официально утраченными в 2020 году признали 10,9 тысячи отправлений.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, своевременно АО «Почта России» доставляет 85,8 процента пересылаемой между регионами корреспонденции и 93,5 – так называемого внутриобластного потока. По Москве в контрольные сроки пересылается только 83,7 процента отправлений, по Московской области – 59,1 процента.