Рейтинг@Mail.ru
home

29.12.2021

Верховный суд России: застройка Рублево-Успенского эксклава затрагивает права москвичей на получение качественной воды

29.12.2021. АПИ — Потребители воды вправе требовать сохранения зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Иск о признании не действующей части утвержденных столичным правительством Правил землепользования и застройки города Москвы подали дачно-потребительский кооператив «Работники науки и искусства», дачный поселок академиков РАН «Мозжинка» и три частных лица. Они указывали на отсутствие на опубликованных картах Рублево-Успенского эксклава (район Кунцево Западного административного округа) водоохранных зон с прибрежными защитными и береговыми полосами реки Москвы, а также второго пояса зоны санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания. Спорный документ допускал застройку этой территории без учета режима использования таких зон. По мнению истцов, это приведет к нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания.

Московский городской суд не усмотрел нарушений прав самих дачников и отказался рассматривать их требования. Эти выводы поддержала и апелляционная инстанция. «Истцы непосредственно на территории Рублево-Успенского эксклава Москвы не проживают и не имеют на данной территории своего места нахождения, принадлежащие им земельные участки расположены за пределами города Москвы. Утверждение же о нарушении права на благоприятную окружающую среду, в связи с созданием условий, угрожающих качеству питьевого водоснабжения города Москвы, не обосновано и носит в рассматриваемой ситуации предположительный характер», – заключил кассационный суд.

Иначе ситуацию оценил Верховный суд России. Кооператив «Работники науки и культуры» предъявил лицензию на пользование недрами для целей разведки и добычи подземных вод в поселке Николина Гора Одинцовского района Подмосковья, а дачный поселок академиков получал воду от артезианских скважин в непосредственной близости к району Кунцево. В обоих случаях источники находились во втором поясе водоохранной зоны Московского водопровода. Сами занимаемые дачниками земельные участки непосредственно прилагают к Рублево-Успенскому эксклаву. Кроме того, там же проживали и частные истцы – Алексей Алексеев, Сергей Королев и Игорь Юргенс, которые, соответственно, были потребителями воды с Рублевской станции водоподготовки. «Ее качеству в случае неустановления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарных зон охраны водных объектов, угрожает массовая застройка Рублево-Успенского эксклава. Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемым нормативным актом затронуты интересы истцов как лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, а также питьевую воду соответствующего качества», – заключила высшая инстанция, отменяя принятые решения и возвращая дело в Московский городской суд для рассмотрения по существу.

Пресс-служба АО «Мосводоканал» не прокомментировала ситуацию.

Отметим, что действующий Земельный кодекс РФ ограничивает оборот находящихся в государственной и муниципальной собственности участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Такие наделы не могут находиться и в частной собственности, а Водный кодекс РФ ограничивает использование их в том числе для жилищного строительства.

В Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии убеждены в необходимости снять запрет на приватизацию расположенных во втором поясе водоохранных зон земельных участков. По оценке чиновников, отмена таких ограничений только в Московской области позволит ежегодно получать в бюджет не менее 4,5 млрд рублей в виде доходов от продажи и перераспределения земель. «Предлагаемое изменение не создает дополнительных рисков загрязнения источников питьевого водоснабжения, поскольку соблюдение требований санитарного законодательства не зависит от вида права на земельный участок», – убеждены в ведомстве. Представленный им законопроект уже одобрен Правительством России и в октябре был внесен в Госдуму. При этом более сотни поступивших в ходе общественного обсуждения возражений в Росреестре проигнорировали.

Критически к проекту относятся и в Институте водных проблем Российской Академии Наук (РАН). «Снятие ограничений и оформление частной собственности на землю неминуемо повлечет за собой интенсификацию «развития территорий»: строительство жилых и производственно-складских зданий, дорог, объектов инфраструктуры и прочего. За счет сокращения природных компонентов окружающей среды снизится буферная роль водосбора, то есть способность задерживать загрязнения. Кроме того, из-за увеличения площади труднопроницаемых поверхностей (крыши, дороги, асфальтовые покрытия) и автотранспортной нагрузки увеличатся сами потоки (объемы) загрязняющих веществ и скорости их поступления в водные объекты», – убеждены эксперты.

Справка

По данным АО «Мосводоканал», водоподготовка проходит на Западной, Рублевской, Северной и Восточной станциях. Их общая проектная производительность составляет 6,4 млн куб метров в сутки.

Мнения

 

Виктор Данилов-Данильян, научный руководитель Института водных проблем РАН

Приватизация охраняемых ныне территорий неизбежно приведет к негативным последствиям в отношении санитарно-экологического благополучия водоисточников. Прежде всего – водосборной территории реки Москвы выше поселка Рублево, воды которой поступают к водозаборам Западной и Рублевской станций водоподготовки.

Форма собственности на землю по сути не влияет на экологическое состояние водоисточников. Точнее – не должна влиять в условиях хорошо проработанного законодательства и налаженного механизма строгого контроля за его исполнением. Рассматривая проблему во всей ее полноте, следует подчеркнуть, что законопроект предлагается в условиях растущей антропогенной нагрузки на водоисточник. И он стимулирует продолжение такой нагрузки в неконтролируемых пределах на фоне неприемлемой ситуации с санитарным законодательством в целом.

В случае ухудшения экологического состояния и надежности водоснабжения многомилионного города, у которого нет альтернативного водоснабжения, компенсационные затраты на восстановление водных объектов в перспективе превысят все существующие выгоды, не считая того факта, что вернуть в исходное состояние многие природные объекты будет, скорее всего, просто невозможно.