Рейтинг@Mail.ru
home

10.01.2022

Подозреваемый в длящемся уже 14 лет деле о хулиганстве остался в истории

10.01.2022. АПИ — Сведения о возбужденном деле об административном правонарушении не могут быть удалены до его прекращения. Решение по такому спору вынес Первый кассационный суд общей юрисдикции.

В спорной ситуации оказался житель Белгорода Владимир Сергиенко. В апреле 2007 года он был доставлен в отделе милиции по подозрению в мелком хулиганстве. Сведения об этом факте до сих пор хранятся в информационной базе МВД России и в 2021 году были предоставлены по запросу самого гражданина. Тогда как данные о признании подозреваемого виновным или прекращении дела по тем или иным причинам отсутствуют.

В предъявленном полиции иске Владимир Сергиенко требовал признать хранение, по его мнению, не соответствующей действительности информации незаконным, а непрекращение дела в течение 14 лет – нарушением права на судопроизводство в разумный срок. Кроме того, согласно закону, совершенное административное правонарушение через год после исполнения наказания считается погашенным и в справке не указывается. По утверждению истца, после получения выписки у него от переживаний поднялось давление и заболело сердце.

Служители Фемиды пришли к выводу, что информация является архивной и не может нарушать прав истца. На обработку таких сведений федеральный закон о персональных данных не распространяется. Проверить факт возбуждения самого дела и назначения наказания невозможно, так как все материалы хранились пять лет и давно были уничтожены. Право на компенсацию имеют только участники дел, длительное время рассматриваемых судом. «Доказательства, что дело об административном правонарушении, в связи с которым было осуществлено доставление административного истца, рассматривалось судом, не представлены», – заключил районный суд, отклоняя требования Владимира Сергиенко.

Апелляционная коллегия также указала, что действуя на основании закона СССР «О советской милиции», милиция в 2007 году правомерно доставила подозреваемого в мелком хулиганстве. Согласно же действующему федеральному закону, полиция вправе обрабатывать необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей сведения о гражданах и вносить такую информацию в базы данных. «Удаление указанной информации из информационных баз данных МВД России законодательством не предусмотрено. Аргументы истца о том, что ответчиком распространяется в справке информация, порочащая честь и деловую репутацию, несостоятельны, поскольку сам истец не отрицает факт его доставления», – отмечается в определении Белгородского областного суда.

Подтверждая это решение, кассационная инстанция пришла к выводу о пропуске срока исковой давности. Ведь сам Владимир Сергиенко еще в 2007 году знал о доставлении его в отдел милиции и о возбуждении дела об административном правонарушении. «Вместе с тем, с очевидностью располагая сведениями о невынесении в отношении него процессуального решения, в частности, о непрекращении производства по реабилитирующему основанию, Сергиенко обратился за защитой своего права спустя 14 лет. При этом следует учесть, что проверить обстоятельства, на которые ссылается административный истец, не представляется возможным в связи с истечением срока хранения административного материала, иных журналов и их уничтожением», – констатировал кассационный суд.