Рейтинг@Mail.ru
home

17.01.2022

Цитирование Библии не освобождает от воинской обязанности

17.01.2022. АПИ — Ссылки на Евангелие не признали основанием для замены военной службы на альтернативную. Такое решение принял Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Конституция России гарантирует право на отказ от военной службы призывникам, убеждения или вероисповедание которых противоречат ее несению. Заявление о предоставлении альтернативной гражданской службы подал житель подмосковной Искры Александр Быстров. Считая себя христианином, он признавал, что не является ни православным, ни католиком. При этом каждый день читает Библию и живет в точности с ее уставом. По мнению молодого человека, «Господь Иисус Христос запретил своим последователям брать в руки оружие и решать конфликты военным путем». В подтверждение такого вывода Александр Быстров приводил цитаты из Библии: «Не убивай», «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», «Народ не поднимет меча на народ, и не будут больше учиться воевать», «А я говорю вам: не переставайте любить своих врагов и молиться за тех, кто вас преследует».

Но призывная комиссия не усмотрела оснований для замены воинской службы на альтернативную гражданскую. По мнению чиновников, представленные Александром Быстровым документы и пояснения не свидетельствовали, что его убеждения противоречат несению военной службы.

Рассмотрев иск призывника, служители Фемиды пришли к выводу, что в таких спорах именно гражданин должен доказать наличие соответствующих прочных убеждений. Согласно разъяснениям Конституционного суда России, закрепленное в основном законе право не предоставляет гражданам произвольный выбор между военной и альтернативной гражданской службой. А само по себе отрицательное представление о военной службе и нежелание ее проходить также не является основанием для замены. Эту позицию поддерживает и Европейский суд по правам человека.

Доводы Александра Быстрова о том, что «долгие годы его убеждения и верования не позволяют брать в руки оружие, служить в военизированных структурах», суд счел несостоятельными. «Они подтверждаются лишь его объяснениями и показаниями родственницы. Других доказательств в обоснование своих доводов не представлено», – заключил районный суд, отклоняя иск пацифиста.

Апелляционная коллегия поддержала это решение. «Доказательства, характеризующие соответствующий образ жизни, социальное поведение призывника и подтверждающие достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его религиозным убеждениям, не представлены», – отмечается в определении Московского областного суда.

Не усмотрела оснований для удовлетворения требований Александра Быстрова и кассационная инстанция. «Для реализации права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не является достаточным просто заявить о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Именно на гражданине в силу закона лежит обязанность обосновать свои утверждения, указать причины и обстоятельства, привести какие-то объективные факты, которые свидетельствовали бы о прочно сформировавшихся убеждениях неприятия военной службы для лица, а также представить доказательства своих доводов», – констатировал кассационный суд.

Напомним, что Европейский суд по правам человека еще в 2020 году пришел к выводу, что установленное российским законодательством об альтернативной службе требование обосновывать подлинность веры не является репрессивным или фундаментальным конфликтом со свободой совести. «Соответственно, государствам разрешается устанавливать процедуры для оценки серьезности убеждений индивида и пресечения любых попыток злоупотребления возможностью освобождения со стороны лиц, которые могут выполнять свою военную службу. Таким образом, Европейский суд признает, что заявитель не смог обосновать существование серьезного и непреодолимого противоречия между обязанностью служить в армии и его убеждениями», – заключили страсбургские служители Фемиды (АПИ писало об этом решении – Европейский суд обязал российских пацифистов доказывать свои убеждения).

Справка

В 2021 году на срочную военную службу планировалось призвать более 262 тысяч человек. По данным Федеральной службы по труду и занятости, альтернативную гражданскую службу проходило 1224 человека.