Рейтинг@Mail.ru
home

03.02.2022

Бывших полицейских защитили от общего конвоирования

03.02.2022. АПИ — Бывшие сотрудники правоохранительных органов не могут перевозиться в одной камере с другим спецконтингентом. К такому выводу пришел Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Иск против кировской полиции подал Александр Ткаченко, взятый под стражу по обвинению в тяжком насильственном преступлении. Поскольку с 2004 по 2008 годы он работал оперативником в городе Старый Оскол, ему присвоили специальную категорию «БС» (бывший сотрудник правоохранительных органов). Но несмотря на это, при конвоировании из следственного изолятора и обратно Александр Ткаченко неоднократно оказывался в одной камере автозака с другими арестантами. Это «соседство», по мнению экс-милиционера, создавало угрозу его личной безопасности, причиняло «страх, дискомфорт, чувство личной незащищенности». Такие нравственные страдания истец оценил в 50 тысяч рублей. Проведенная прокуратурой проверка подтвердила факт нарушения закона при этапировании обвиняемого.

Служители Фемиды пришли к выводу, что действующий федеральный закон предусматривает отдельное содержание под стражей обвиняемых, являющихся или являвшихся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных и ряда иных органов. Ведомственная инструкция Министерства юстиции РФ предписывает отделение таких лиц от другого так называемого спецконтингента и на период конвоирования. Поэтому районный суд признал права истца нарушенными, взыскав в его пользу за счет федеральной казны компенсацию в размере 50 тысяч рублей.

Оспаривая это решение, представители полиции утверждали, что в сопроводительных документах на обвиняемого не было отметки «БС», а, следовательно, конвой не мог знать и полагать о наличии у Александра Ткаченко соответствующего статуса. Но апелляционная коллегия указала, что надлежащим ответчиком по делу является МВД России, которое не обеспечило надлежащее оформление документов. Вместе с тем на устное заявление экс-милиционера сотрудники конвоя отвечали, что «всё под контролем», «спецмашина одна, заключенных много». «Ткаченко А.А. мотивировал размер компенсации морального вреда тем, что перевозка его в озлобленной и непредсказуемой общей массе заключенных, которые ненавидят как действующих, так и бывших работников МВД, есть своего рода пытка. Он понимал, что существует реальная угроза его жизни и здоровью, при этом он испытывал постоянный страх, что причиняло ему массу негативных эмоций и страданий», – заключил Кировский областной суд, подтверждая факт нарушения прав истца и размер взысканной компенсации. Кассационный суд поддержал эти выводы.

Отметим, что Александр Ткаченко был признан виновным в умышленном причинении тяжкого увечья, обернувшегося смертью, и приговорен к девяти лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», за первую половину 2021 года суды признали виновными 892 сотрудников следственных, правоохранительных органов и прокуратуры (3 процента от общего количества осужденных), 6 судей и работников суда, 64 адвокатов, нотариусов и аудиторов.