Рейтинг@Mail.ru
home

18.01.2023

Вылетающих из «Звездного» космонавтов признали авиапассажирами

18.01.2023. АПИ — Использующие водные и воздушные суда для перевозки персонала организации освобождаются от уплаты транспортного налога. Такое решение принял Верховный суд России.

Согласно Налоговому кодексу РФ, транспортный налог не уплачивается с пассажирских и грузовых морских, речных и воздушных судов, принадлежащих организациям или индивидуальным предпринимателям, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок. При применении этой льготы фискальное ведомство учитывает основной код ОКВЭД, внесенный налогоплательщиком в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а при необходимости – оценивает реальное осуществление коммерческих перевозок и долю получаемой от осуществления такой деятельности выручки.

В спорной ситуации оказалось ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» – знаменитый «Звездный городок». На своем балансе он имеет два пассажирских самолета Ту-204, используемых для перевозки космических экипажей и других специалистов на космодром и иные объекты. Предъявляя требование об уплате с этих воздушных судов транспортного налога, фискальная служба утверждала, что указанный в ЕГРЮЛ основной вид деятельности учреждения (научные исследования и разработки в области естественных и технических наук) не связан с осуществлением пассажирских или грузовых перевозок, доходы от осуществления которых не превышали 3,7 процентов.

Арбитражный суд поддержал требования налоговиков. Отклоняя возражения Центра подготовки космонавтов, служители экономической Фемиды не усмотрели доказательств осуществления авиаперевозок в объеме, сопоставимом с основной научной деятельностью. «Перевозка космических экипажей и других специалистов, фактически осуществляемая на принадлежащих учреждению транспортных средствах, при таких обстоятельствах носит вспомогательный характер по отношению к предмету и цели деятельности, для которой учреждение создавалось», – заключил Арбитражный суд Московского округа.

В свою очередь, Верховный суд России констатировал, что спорная налоговая льгота должна применяться при условии осуществления пассажирских или грузовых перевозок с использованием соответствующих судов в качестве основного (базового) вида деятельности. Оценку иных критериев Налоговый кодекс РФ не предусматривает. «Это означает, что предоставление учреждению налоговой льготы по транспортному налогу не может быть поставлено в зависимость от присвоения налогоплательщику кода ОКВЭД, характеризующего деятельность коммерческих перевозчиков в сфере гражданской авиации, а также от доли доходов налогоплательщика, связанных с использованием воздушных судов», – отмечается в решении.

В рассмотренном случае устав Центра подготовки космонавтов предусматривал осуществление учреждением воздушных перевозок космических экипажей и иных специалистов, а также грузов и оборудования. Без таких перевозок функционирование организации и достижение поставленных перед ней целей признали невозможным. Более того, иное толкование Налогового кодекса РФ «фактически делает невозможным применение налоговой льготы в отношении государственной авиации специального назначения, что не вытекает из содержания данной нормы и противоречит принципу равенства», – констатировала высшая инстанция, признавая решение налоговой инспекции незаконным.

Справка

По данным Федеральной налоговой службы, в ведении юридических лиц находится 4,4 тысячи воздушных судов, но объектами обложения транспортным налогом признаны только 2,8 тысячи. Средняя сумма исчисленного налога составляет 336 тысяч рублей в год.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, по состоянию на 1 октября российским авиапредприятиям принадлежало 930 самолетов (в том числе 610 иностранного производства) и 992 вертолета.