Рейтинг@Mail.ru
home

26.03.2024

Спам-рассылку от «Госуслуг» не признали рекламой

26.03.2024. АПИ — Продвижение чемпионата «Битва роботов» не преследовало коммерческой цели. Такое решение принял Арбитражный суд Москвы.

За последние полгода большинство пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг получило несколько писем о чемпионате инженерных команд «Битва роботов», в том числе с предложениями участвовать и создать свою команду, поддержать представителей своего региона, итогами состязаний и так далее. 

Одно из таких писем пришло и на официальный e-mail руководителя информационно-аналитической службы общественного движения «Информация для всех» и координатора рабочей группы проекта «АнтиСпам» Евгения Альтовского. Получателей призывали поддержать участников мероприятия и подписаться на их каналы в социальных сетях. Расценив такую рассылку как рекламную и, соответственно, спам, активист обратился с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Заявитель апеллировал к федеральному закону, согласно которому распространение рекламы по электронной почте допускается только при условии получения предварительного согласия адресата.

Но антимонопольное ведомство не признало само спорное сообщение рекламой. Организатором чемпионата «Битва роботов» выступало Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, исполнявшее поручение главы государства о развитии отечественной робототехники. При этом регламент мероприятия не предполагал каких-либо финансовых взносов со стороны участников.

Арбитражный суд, в котором Евгений Альтовский оспорил решение ФАС, также не усмотрел в рассылке коммерческой составляющей. «Поступившее заявителю e-mail-сообщение не является рекламным ввиду отсутствия в нем информации об объекте рекламирования. Как следствие, целью данного сообщения не является привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассылка от «Госуслуг» обеспечивает оперативное уведомление пользователей о важной информации, новых доступных услугах и сервисах, выплатах и кешбэке от государства, новых мобильных приложениях, мероприятиях и многом другом», – заключили служители экономической Фемиды, отклоняя требования заявителя.

Отметим, что федеральный закон признает объектом рекламирования товары, бренды производителей и продавцов, авторские произведения, мероприятия (в том числе спортивные соревнования, концерты, конкурсы, фестивали и другие). Исключение сделано для объявлений граждан и юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако практика применения этой нормы остается противоречивой. Сам ФАС уклоняется от разъяснений признания рекламой, в частности, продвижения проводимых некоммерческими организациями платных мероприятий (например – международных экономического и юридического форумов, организуемых фондом «Росконгресс» в Санкт-Петербурге).