Рейтинг@Mail.ru
home

05.06.2024

Верховный суд России: мораторий на проверки не ограничивает права потребителей

05.06.2024. АПИ — Действующие ограничения на проверки не препятствуют гражданам направлять жалобы в надзорные органы и прокуратуру. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Объявленный в 2022 году мораторий допускает проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по согласованию с прокуратурой и только по факту или при непосредственной угрозе причинения вреда жизни граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций или безопасности государства. 

Андрей Вельдер усмотрел в этом ущемление своих прав: по его жалобам Роскомнадзор и Роспотребнадзор отказались проверять соблюдение АО «Почта России» сроков пересылки заказной корреспонденции и достоверности ценников. По мнению истца, мораторий позволяет компаниям избежать административных санкций за допущенные нарушения прав потребителей.

Верховный суд России подтвердил, что дело об административном правонарушении, связанное с несоблюдением обязательных требований, не может быть возбуждено без проведения проверки и оформления акта. В то же время Правительство России правомерно ввело мораторий «в качестве меры антикризисной политики, направленной на упорядочивание контрольно-надзорной деятельности в условиях нестабильной экономической ситуации». «Оспариваемые положения не ограничивают прав физических и юридических лиц по направлению в контрольные (надзорные) органы обращений, а также не исключают возможность выбора указанными лицами иного способа защиты своих прав, включая обращение в органы прокуратуры и в суд. В случае, если в ходе прокурорского надзора будет выявлено нарушение прав и интересов граждан, органы прокуратуры вправе самостоятельно инициировать проведение соответствующих контрольных мероприятий», – заключили служители Фемиды, отклоняя требования Андрея Вельдера.

Напомним, что в условиях моратория органы прокуратуры вправе как самостоятельно проводить любые проверки и возбуждать административные дела, так и санкционировать такие инспекции иным надзорным органам. Сам Роспотребнадзор призывает граждан в любом случае сообщать им о нарушениях, на основании которых могут организовываться профилактические мероприятия и предъявляться иски (АПИ подробно писало об этой проблеме – Ревизор без особого поручения).

Справка

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2023 году рассмотрела почти 393 тысячи обращений, но только 11,8 тысячи из них (3 процента) стали основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий. По фактам выявленных нарушений составлено 576 протоколов об административных правонарушениях (в 2022 – 3,5 тысячи) и подано 5,2 тысячи исков.