Рейтинг@Mail.ru
home

01.10.2024

Журналистам разрешили отступать от юридической точности обвинений

01.10.2024. АПИ — Масс-медиа не обязаны юридически точно формулировать обвинения и соблюдать стандарт доказывания обстоятельств. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Иск против издательского дома «Коммерсантъ» и журналиста Олега Рубниковича подал бывший топ-менеджер Банка России Дмитрий Рубинов. 18 июля 2022 года в газете была опубликована статья «Банкир ушел в розыск рэкетиром», в которой сообщалось о предъявленном Дмитрию Рубинову обвинению в похищении трех человек, в том числе двухлетнего ребенка, а также объявлении его в международный розыск. Тогда как по уверению самого экс-банкира, его обвиняли в похищении только двух взрослых, а в розыск он был объявлен уже после публикации статьи. То есть на день распространения сведения не соответствовали действительности и порочили его доброе имя. Причиненные моральные страдания скрывающийся за границей обвиняемый оценил в миллион рублей.

Районный суд признал требования Дмитрия Рубинова обоснованными. В качестве компенсации морального вреда с издания и журналиста взыскали по 10 тысяч рублей. Это решение поддержали апелляционная и кассационная инстанции.

В свою очередь Верховный суд России не усмотрел в публикации недостоверных сведений. Созданная обвиняемым преступная группа в действительности насильно удерживала женщину и её двухлетнюю дочку, но этот эпизод следователь не квалифицировал как похищение. Равно как уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере возбудили за два года до выхода спорной статьи, тогда же Дмитрий Рубинов скрылся за рубежом и был объявлен в розыск.

Высшая инстанция констатировала, что соответствие действительности содержания статьи в целом истец не оспаривает, ссылаясь лишь на неточность отдельных сведений. В том числе об окончательно предъявленном обвинении и категории розыска. «Однако на средства массовой информации не могут быть возложены равные с органами предварительного следствия и судом требования о юридической точности формулировок обвинения и тот же стандарт доказывания обстоятельств, на которых оно основано. Иное означало бы, что сообщения о возбуждении и расследовании уголовных дел, представляющие определенный общественный интерес, были бы возможны только после вступления в законную силу приговора суда или иного окончательного постановления и ограничивались бы сведениями, изложенными в этом приговоре или постановлении», – заключил Верховный суд России, отменяя принятые в пользу Дмитрия Рубинова решения.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2023 году суды рассмотрели 883 иска о защите чести, достоинства и деловой репутации, удовлетворили 360 (40,8 процента). В качестве компенсации морального (репутационного) ущерба взыскали 4,3 млн рублей (0,3 процента от заявленных требований), «средний чек» – 11,9 тысячи рублей.