11.06.2025
11.06.2025. АПИ — Регистрацию одним из продавцов на маркетплейсе используемого другими товарного знака признали недобросовестной конкуренцией. Такое решение 5 июня принял Президиум Суда по интеллектуальным правам.
Спор разгорелся вокруг бренда Delixin/Delectation (DLX) крупного китайского производителя Shenzhen Delixin Science and Education Model Co., Ltd. В декабре 2022 года такое обозначение зарегистрировал на себя московский индивидуальный предприниматель Николай Карпухин, занимающийся реализацией товаров под этим знаком на маркетплейсе Wildberries. Почти сразу же он стал рассылать претензии другим продавцам (селлерам) аналогичных товаров, подавать против них иски в цифровой арбитраж маркетплейса и требовать блокировки их аккаунтов.
Один из таких конкурентов, индивидуальный предприниматель Ямиль Ишмуратов из Мордовии, предъявил иск о признании регистрации спорного товарного знака актом недобросовестной конкуренции. Он утверждал, что с 2021 года занимается реализацией игрушек китайской компании, которая не предоставляла Николаю Карпухину прав на фактическое присвоение бренда производителя. «Преследуемая Карпухиным Н.В. цель не являлась добросовестной, была направлена на получение преимуществ в предпринимательской деятельности (монополии на обозначение DLX с последующим препятствием продвижения реализуемой истцом продукции на рынке онлайн-торговли) и на причинение истцу убытков», – заявил Ямиль Ишмуратов.
В свою очередь, ответчик отрицал как осведомленность о деятельности других селлеров, так и саму конкуренцию между продавцами идентичных товаров на маркетплейсе.
Отклоняя эти доводы, Суд по интеллектуальным правам установил, что Ямиль Ишмуратов начал продажу детских игровых наборов под маркой DLX за полтора года до подачи Николаем Карпухиным заявки в Роспатент. Причем «интенсивность использования бренда могла способствовать формированию его известности на соответствующем товарном рынке». Тогда как сразу после регистрации знака Николай Карпухин без труда нашел конкурентов и стал оперативно предъявлять к ним претензии. Такое поведение служители Фемиды признали «неслучайным совпадением». «Избранный ответчиком способ конкуренции на рынке существенным образом отличается от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики», – отмечается в решении.
Кассационная коллегия поддержала эти выводы. «После регистрации товарного знака ответчик совершил действия, направленные на пресечение использования истцом названного обозначения, – предъявил претензию», – заключил Президиум Суда по интеллектуальным правам.
Отметим, что кроме DLX Николай Карпухин зарегистрировал бренд Libom, а также представляет интересы правообладателей других обозначений. В частности, от имени китайской компании Qingdao Medical Technology он потребовал от маркетплейса «Яндекс» прекратить использовать товарный знак Seemagic. Однако арбитражный суд констатировал, что будучи информационным посредником, интернет-сервис не несет ответственности за действия конкретных селлеров.