Рейтинг@Mail.ru
home

08.09.2025

Налоговую отчетность запретили отправлять электронными заказными письмами

08.09.2025. АПИ — Граждане и компании не вправе направлять налоговые декларации и расчеты электронными заказными письмами. Об этом заявила Федеральная налоговая служба.

Сервис «Электронные заказные письма» позволяет отправлять письменную корреспонденцию через интернет-портал АО «Почта России». Согласившемуся на получение таких депеш адресату загруженные пользователем файлы доставляются также в электронном виде. При отсутствии такого согласия документ распечатывается, конвертируется и доставляется как обычное бумажное заказное письмо. При этом у отправителя остается юридически значимое подтверждение не только факта отправки депеши, но и ее содержимого (полных текстов).

Налоговый кодекс РФ допускает представление отчетности как в бумажном, так и электронном виде. В первом случае декларация или иной документ должен быть удостоверен собственноручной подписью налогоплательщика или его представителя (должностного лица организации). Во втором – усиленной квалифицированной электронной подписью. При использовании Личного кабинета налогоплательщика или портала «Госуслуг» допускается использование неквалифицированной электронной подписи. 

Тогда как для отправки электронной корреспонденции пользователь должен авторизоваться через портал «Госуслуги». Однако сформированное письмо удостоверяется простой электронной подписью.

Поэтому в фискальном ведомстве считают недопустимой отправку налоговых деклараций (расчетов) посредством предоставляемого АО «Почта России» интернет-сервиса «Электронные заказные письма». «Кроме того, предоставление налоговых деклараций (расчетов) с любым иным воспроизведением подписи, кроме собственноручной или усиленной электронной подписи (квалифицированной либо неквалифицированной), законодательством не предусмотрено», – резюмирует заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Андрей Бударин.

Напомним, что в электронном виде налоговую отчетность обязаны предоставлять компании со среднесписочной численностью свыше 100 работников, в Социальный фонд России – более 10 человек. Сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи руководители юридических лиц могут бесплатно оформить через налоговую службу. На практике для отправки отчетности даже малый бизнес чаще всего пользуется услугами коммерческих операторов электронного документооборота (ЭДО). В то же время Федеральная налоговая служба эксплуатирует собственный пилотный портал по предоставлению фискальной отчетности. Единая цифровая платформа создана и Социальным фондом России.