23.09.2025
23.09.2025. АПИ — Работодатель вправе, но не обязан поощрять работника за добросовестный и эффективный труд. К такому выводу пришел Конституционный суд России.
С администрацией города Волжский Республики Марий Эл судился директор муниципального спорткомплекса Евгений Серяков. Заключенный с ним трудовой контракт предусматривал выплату оклада почти в 10 тысяч рублей, ежемесячные надбавки за напряженность, сложность и результативность (в сумме до 150 процентов), а также премии в размере до 200 процентов оклада. Однако на практике в течение нескольких месяцев работник вообще не получал премий, в иные она могла составлять только 0,5 или 20 процентов. Отрицая нарушение обязательств по оплате труда, администрация указывала на право работодателей самостоятельно решать вопрос поощрения сотрудников.
Районный суд констатировал, что требуемая истцом премия не относится к числу гарантированных выплат и является одним из видов поощрения: «Ее применение относится к дискреции (полномочиям) руководства. Ответчик самостоятельно определяет степень исполнения работником своих обязанностей и возможность их поощрения посредством дополнительного премирования, а установление работнику конкретного размера премии не может расцениваться как ее снижение». Апелляционная инстанция также напомнила, что «трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам». Это решение поддержала и кассационная коллегия.
Обращаясь в Конституционный суд России, Евгений Серяков утверждал, что действующий Трудовой кодекс РФ необоснованно разрешает учредителям муниципальных учреждений «произвольно лишать работника премий и тем самым не гарантирует право на вознаграждение за труд».
Однако служители конституционной Фемиды не усмотрели противоречий. Премия за добросовестный и эффективный труд относится к одному из видов поощрений. «По своей правовой природе она не является составной частью заработной платы, а ее выплата относится к исключительной дискреции работодателя. Спорная норма направлена на обеспечение эффективного управления трудовой деятельностью, не затрагивает вопросов, связанных с установлением заработной платы и определением ее составляющих», – отмечается в определении высшей инстанции.
Напомним, что в июне 2023 года Конституционный суд России усмотрел нарушение прав трудящихся в возможности работодателя «произвольно устанавливать на локальном уровне правила исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы». При этом стимулирующие выплаты, включая премии и иные поощрения, высшая инстанция признала переменной частью зарплаты.
Вступившие в силу с 1 сентября поправки в Трудовой кодекс РФ предписывают компаниям закрепить в договорах или локальных актах виды премий, их размеры, сроки, основания и условия выплаты. В том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и других показателей. Депремирование за проступки не может превышать 20 процентов месячной зарплаты.