Рейтинг@Mail.ru
home

29.09.2025

Q&A. Некоммерческая реклама

29.09.2025. АПИ — Признается ли рекламной информация, направленная на продвижение благотворительных акций, концертов, форумов и иных проводимых некоммерческими организациями мероприятий?

Валерия Тормозова, директор юридического отдела коммуникационного агентства «ASGARD»

К некоммерческим организациям (НКО) относятся государственные, муниципальные и частные учреждения, ассоциации и союзы, фонды, общественные организации, адвокатские образования, партнерства, товарищества собственников жилья и некоторые другие организационно-правовые формы. Целью их деятельности не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Вместе с тем НКО вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, направленную на достижение предусмотренных уставом целей.

Федеральный закон «О рекламе» не признает рекламой объявления юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В частности, под это понятие попадает распространение информации о благотворительных акциях, социальных, культурных и иных подобных миссиях НКО. Не являются рекламой объявления даже коммерческих организаций о вакансиях (если они не направлены на продвижение бренда) и так далее.

Использовать эту норму в отношении платных мероприятий нужно очень внимательно. Например, если зарегистрированный как государственное учреждение театр проводит платный концерт или форум и распределяет полученную прибыль между организаторами или учредителями, такая деятельность может квалифицироваться как предпринимательская, а распространяемая информация о ней – как реклама.

Чтобы минимизировать риски, необходимо в договоре четко указать цель распространения информации – социальную, благотворительную, культурную или образовательную направленность мероприятия, а также закрепить обязательство НКО, что полученные от платных мероприятий доходы используются исключительно для осуществления уставной некоммерческой деятельности и не распределяются в качестве прибыли.

Кроме того, важно избегать избыточности – отказаться от «восхваления» товаров или услуг НКО, особенно если они не имеют прямого отношения к ее благотворительной или социальной миссии.