06.10.2025
Правоохранительные органы получили право получать информацию о заказах на маркетплейсах, банковских счетах и операциях, а также об использовании мобильной связи. Такие сведения обязаны предоставлять торговые агрегаторы, кредитные организации и связисты.
06.10.2025. АПИ — Вступивший в силу федеральный закон направлен на противодействие киберпреступности. Отвечать на запросы осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (ОРД) органов (прежде всего внутренних дел и ФСБ) маркетплейсы и операторы связи должны уже с 1 сентября, банки – с 1 марта. Коммуникации осуществляются с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Благодаря запросам правоохранители могут получить сведения о реальных жизненных интересах граждан, месте их проживания и связях. Так, маркетплейсам предписывается раскрывать информацию не только о продавцах (селлерах), но и обо всех покупателях и их заказах. В том числе указанные при регистрации персональные данные, используемые при аутентификации в мобильном приложении или на сайте номера телефона, адреса доставки, наименования и стоимость товаров, способы их оплаты (номера счетов или карт) и прочие. Срок рассмотрения запроса – три рабочих дня.
На операторов связи возлагается обязанность предоставлять опять же персональные данные абонентов, сведения о заключенных договорах, выделенных номерах и сетевых адресах (IP), идентификаторах абонентских устройств (IMEI), дате последнего использования. На рассмотрение запроса предоставляется 24 часа. Установлен особый лимит на ежедневное количество направляемых оператору запросов: для сотовиков – не более 0,05 процента абонентской базы, иных видов связи – 0,03 процента.
Банки должны будут в течение десяти рабочих дней передавать правоохранителям информацию о счетах и всех операциях (с указанием даты и времени, суммы, сведений о получателе и назначении, идентификаторах, номерах карт и иных электронных средств платежа), используемых телефонных номерах, месте снятия или внесения наличных (адрес офиса или банкомата), сделках с ценными бумагами, арендованных сейфовых ячейках и многое другое.
Действовавшее законодательство наделяет полицию и иные органы ОРД правом запрашивать практически любую информацию у любой компании. В том числе персональные данные клиентов маркетплейсов, сведения об их сделках и прочие. Также правоохранители могут получать информацию у операторов фискальных данных. Они накапливают все пробитые чеки с информацией о приобретенных товарах и ценах, но без персональных данных покупателей.
В свою очередь, истребовать любую информацию по банковским счетам и операциям уполномоченные органы вправе исключительно получив соответствующее судебное постановление. Новый закон не отменяет эту норму, но вводит для кредитных организаций новую обязанность – отвечать на запросы по СЗВМ, проверка наличия судебной санкции не прописана.
В ходе общественного обсуждения проекта принятых правил представители ПАО «Сбербанк России» предложили возложить на оператора СЗВМ, которым выступает само Минцифры, обязанность проверять правомерность запросов (включая наличие решение суда). Чиновники обещали учесть эти замечания, но прямого указания на такую проверку принятый регламент не содержит. «Если законодательство предусматривает, что для запроса сведений требуется судебное решение, соответствующий орган должен будет его предоставить», – поясняют в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Также Конституция России гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допуская ее ограничение только на основании судебного решения. Однако судебная практика по вопросу отнесения к такой тайне сведений об абонентах, используемых ими гаджетах, оплате и даже детализации звонков остается противоречивой (АПИ подробно писало о ней – Открытая связь). Новые правила не предусматривают раскрытия ни содержания переписки, ни даже информации об отправленных сообщениях или состоявшихся разговорах.
Участники общественного обсуждения указывали на неконституционность новых правил и нарушение прав человека. Однако разработчик документов (Минцифры) объясняет вводимые меры необходимостью противодействовать киберпреступности, в том числе мошенничеству против граждан. И апеллирует к Конституции России, допускающей «ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». «Скорость информационного обмена значимым образом влияет на эффективность выявления и пресечения преступлений и угроз государственной безопасности России», – убеждены в цифровом ведомстве.
Участники рынка не отказываются раскрывать информацию о клиентах, а сетуют больше на организационно-технические проблемы и обременительные затраты. Так, связисты признают, что отвечают на запросы правоохранителей в ручном режиме. Согласно официальным ответам, ПАО «МТС» в 2024 году рассмотрело 418,2 тысячи обращений уполномоченных органов, «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») – 101,7 тысячи, «Ростелеком» – 41,6 тысячи, «Межрегиональный Транзит Телеком» – 18 тысяч. Расходы почти 6 тысяч операторов связи на внедрение новой системы, в том числе подключение к СЗВМ, оцениваются в 54-340 млрд рублей, 352 кредитных организаций – 195,5 млн рублей.
Официального реестра именуемых маркетплейсами агрегаторов информации о товарах и услугах не существует. Согласно последнему аналитическому отчету Федеральной антимонопольной службы, этому критерию соответствует 16 компаний. В частности, универсальными агрегаторами признаются OZON, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет» и «СберМаркет», AliExpress, Joom, KazanExpress, «Сима-ленд», а также Avito. Нишевые маркетплейсы – «Яндекс.Еда» (Delivery Club), Lamoda, «М.Видео» (Эльдорадо), «Дром» и «Детский мир». Их расходы на внедрение СЗВМ, по оценке Минцифры, могут достигнуть 120 млн рублей.
Правительство России поручило цифровому ведомству обеспечить участникам новой системы консультационную и методическую поддержку по вопросам подключения, а также на безвозмездной основе предоставить адаптер СМЭВ. Однако кроме такого адаптера необходимы приобретение иного оборудования и программных средств, перенастройка корпоративных информационных систем и многое другое.
Кроме того, в настоящее время участниками финансового рынка, операторами связи и маркетплейсами используется альтернативный инструмент взаимодействия – сервис «Госзапросы», созданный компанией «СберКорус» (структура ПАО «Сбербанк России»). Подключение к такому сервису платное, цена рассчитывается индивидуально. «Он активно масштабируется путем подключения новых подразделений уполномоченных органов, а также заинтересованных кредитных организаций», – заявили представители «Сбера».
По данным Банка России, кредитные организации обслуживают более 1,1 млрд счетов физических лиц и почти 532 млн платежных карт.
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, к сетям подвижной радиотелефонной связи подключено 340,6 млн абонентских устройств (гаджетов), к местной телефонной связи – 19,6 млн аппаратов. Фиксированным доступом в интернет пользуется 39,1 млн абонентов.
Александр Мелешко, первый вице-президент Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака
Правила внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия сами по себе не могут вводить дополнительных ограничений конституционных прав граждан. Тогда как согласно действующему федеральному закону осуществляющие оперативно-разыскную деятельность органы вправе получать информацию о банковских операциях частных лиц только на основании судебного решения. Которое закон предписывает представить в кредитную организацию.
В свою очередь, сведения о заказах на маркетплейсах не имеют статуса конституционно-значимой тайны. Поэтому они могли и могут предоставляться на основании запросов соответствующих органов без судебного решения.
Также Конституция России гарантирует гражданам право ознакомиться с материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы. В отсутствие прямого запрета или режима государственной тайны (которым, в частности, защищены санкции на прослушивание телефонов) информация о полученных банком или маркетплейсом запросах может быть предоставлена их клиенту.
Алексей Добрынин, управляющий партнер петербургского офиса Коллегии адвокатов Pen&Paper
По мнению законодателя, вводимый онлайн-обмен информацией позволит минимизировать объём и предупредит кибермошенничество. Достижение этих публичных интересов явно превалирует над частными – защитой персональных данных. Поэтому такие меры могут считаться легитимными и с высокой вероятностью именно так будут расценены и Конституционным судом России.
Направляемый в банк, оператору связи и в маркетплейс запрос должен быть обоснован. То есть у уполномоченного органа должны быть реальные сведения о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также об их участниках. В то же время одним из принципов оперативно-разыскной деятельности является конспирация. Поэтому информировать гражданина о запросе его данных ни уполномоченные органы, ни исполняющие их запрос компании и банки не обязаны. Равно как раскрытие сведений о поступившем запросе может квалифицироваться как воспрепятствование оперативно-разыскной деятельности, что влечет уголовную ответственность.
Таким образом, клиенты могут быть не осведомлены о поступлении подобных запросов и лишены возможности обжаловать правомерность действий соответствующих органов.
Андрей Тузов, управляющий партнер Адвокатского бюро «ТЕЗА»
Федеральный закон допускает раскрытие составляющих банковскую тайну или тайну связи сведений только на основании судебного решения. Поэтому убежден, что и в рамках вводимого онлайн-обмена банки и операторы связи не вправе будут отвечать на запрос уполномоченных органов без предоставления такого решения. Никакие постановления Правительства России не могут отменить прямую норму закона и, тем более, Конституции России.
Сами по себе запросы обжаловать теоретически могут только исполнители – банки, операторы связи или маркетплейсы. Но они не имеют никакого интереса – им проще предоставить все имеющиеся сведения о клиенте, чем противостоять уполномоченным органам.